История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Основание Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряИстория Спасо-Андроникова монастыря c XV векаИз истории музея древнерусского искусстваИкона «Распятие» XIV векаИконопись XV векаИконы Богоматери XV векаМногофигурные композиции икон и фресок XV-XVI векаДве иконы «Георгий с житием» начала XVI векаИкона «Никола Зарайский» из ДмитроваРегиональные иконописные центрыИконы XVI векаИконописное искусство XVII векаИконы и настенные росписи XVII века | Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. РублёваСпасский собор Спасо-Андроникова монастыряСпасский собор — древнейшее из сохранившихся до наших дней зданий Москвы. Его строительство закончилось в 1427 году. Это прекрасный памятник раннемосковской архитектуры. Сложенный из белого камня, небольшой и стройный, он возвьппастся посреди монастырского двора. Здание приподнято на сравнительно невысоком белокаменном цоколе. Фасады делятся на три части. Боковые части их значительно уже и ниже средних. Такое же соотношение имеют три алтарных выступа — абсиды: средняя возвышается над более узкими боковыми. Это придает зданию пирамидальный характер и создает башенный силуэт, ступенчато устремленный вверх. Общую устремленность ввысь подчеркивают также килевидные завершения порталов и узких окон фасадов.
При большой динамичности форм строители достигли цельности, спокойствия и гармонической уравновешенности всех частей собора. В своих размерах и пропорциях здание соизмеримо с человеком. В XV веке белый собор на зеленом холме за рекой, окруженный небольшими деревянными постройками, был хорошо виден из города. Об этом свидетельствует московский летописец, рассказывая о солнечном затмении, происшедшем в Москве 11 апреля 1476 года: «Видихом его (солнце) яко же бе взошло ровно с верхом храма Нерукотворного образа, иже в монастыре Андроникове». Интерьер собора просторен и светел. Внутреннее пространство ступенчато вздымается вверх. К сожалению, время не пощадило фресок Рублева. Лишь в проемах окон центральной абсиды сохранились два фрагмента растительных орнаментов. Здесь на черном фоне изображены белые круги, в которые вписаны листья и цветы, легкие, нежные, чуть подцвеченные светлой празеленью и охрой. Растения в кругах разнообразны. Они напоминают то свернувшиеся дубовые листья, то цветы, то трилистия земляники или клевера. Между кругами — легкие вьющиеся светлые стебли. Эти драгоценные фрагменты, свободные и ритмичные, помогают представить прошлое великолепие навсегда утраченной живописи.
В XVIII — XIX веках Спасский собор до неузнаваемости исказили переделками. Тогда погибли и древние фрески. Кроме того, во время пожара 1812 года рухнули вместе с барабаном его своды. В своем первоначальном виде здание предстало к 1960 году после реставрации, осуществленной по проекту группы архитекторов во главе с Л. А. Давидом. В процессе реставрации собора в кладке, относящейся к XVII веку, найдены рельефы, выполненные по белому камню. Очень интересна фигура воина, поражающего копьем дракона. Этот редчайший образец скульптуры на московской почве еще ждет своих исследователей. Время его создания и происхождение точно не установлены.
В древности собор был местом погребения известных людей. Здесь покоились тела первых двух игуменов монастыря — Андроника и Саввы. Еще в XVIII веке, как было установлено архитектором П. Д. Барановским, в монастыре сохранялась надгробная плита над могилой Рублева. Позднее она была утеряна. Недавно обнаружена рукопись, свидетельствующая о местонахождении могилы А. Рублева. Он был погребен вместе с Даниилом Черным под старой соборной колоколов й, просуществовавшей до конца XVIII века и находившейся неделю ко от Спасского собора. Среди дошедших до нас надгробий XVI века — плиты с могил видных московских дипломатов — Дмитрия Давыдовича Загряжского (ум. в 1518 г.) и Федора Дмитриевича Загряжского (ум. в 1562 г.) Читайте далее: История Спасо-Андроникова монастыря c XV века
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |