Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

От автора  
В художественном наследии русского средневековья, с его необычайным богатством локальных школ, есть еще много необследованных участков и невыясненных проблем. Даже многие иа крупнейших художественных центров, игравших ведущую роль в развитии искусства, изучены лишь в общих чертах. Тем более это касается далеких окраин, в том числе северных. Живопись Севера в известном смысле явление провинциальное, и изучать ее было бы гораздо легче уже после того, как будут полнее исследованы основные художественные школы...

Введение-1  
Древняя художественная культура Севера имела особый характер. В силу своеобразных условий исторического развития здесь долго держались черты патриархального общественного уклада, придававшего культуре края «простонародный» оттенок. На Севере более непосредственно, чем в других областях Руси, проявилось самостоятельное крестьянское творчество. Хотя северная живопись была консервативной, отставала в своем развитии и ее памятники часто неумелы по исполнению, но лучшие из северных икон отличаются меткой образностью, наивной выразительностью, декоративной крaсотой...

Введение-2  
Направленность нашего исследования определилась наличием открытых к настоящему времени памятников. Наиболее обильно представлено искусство Вологодского края. Почти вся его территория обследована, и хотя остались некоторые неизученные уголки, крупных находок ожидать уже трудно. Многие из собранных вологодских икон уже расчищены и тем самым являются доступными для изучения, но еще большее их количество ожидает своего раскрытия...

Введение-3  
При определении географических пределов исследуемой территории мы руководствуемся не только ее древними административными рубежами, но и тем, что этот край отличался по условиям исторического и культурного развития от иных северных областей, в том числе и от подвластных Новгороду. В Обонежье была слабо развита городская культура. Немногочисленные города — Корела, Орехов и тесно связанная с Севером Ладога — сосредоточились на юго-западе края...

Введение-4  
Хронологические границы рассматриваемого периода — XIV — XVI вв. Памятников старше XIV в. в Обонежье не найдено и, очевидно, не случайно. Если присвирские земли были уже давно освоены новгородцами, то на территории вокруг Онежского озера в XIII в. еще только шел процесс колонизации, а карелы будущей «Карельской земли» лишь в ХШ в. частично приняли православие...

Введение-5  
Верхней границей принят рубеж XVI и XVII в. Это время явилось переломным как для русской культуры в целом, так и для культуры Севера. XVII век — особый, яркий этап в искусстве Обонежья. Он заслуживает самого пристального внимания и глубокого изучения. В местное искусство в ту пору проникли новые общерусские черты, уживаясь с самобытными локальными признаками...

История изучения «северных писем» 1  
История изучения живописи Обонежья коротка. По существу оно началось лишь в советское время, хотя интерес к живописи северных областей Руси возник еще в середине XIX в., в период зарождения науки о древнерусском искусстве. Тогда же появился и термин «северные письма». По представлению коллекционеров того времени, северные письма дробились на архангельские, устюжские, каргопольские, тихвинские, поморские, вологодские...

История изучения «северных писем» 2  
Из всех центров Севера больше всего привлекали исследователей Устюг и Вологда. Старую, отвергнутую еще Н. П. Лихачевым проблему «устюжской школы» поднимает Муратов, легендами о Дионисии Глушицком увлекается А. Грищенко, сведения о вологодских и устюжских живописцах собирает И. Евдокимов...

История изучения «северных писем» 3  
Новые возможности для изучения искусства Севера открылись лишь в советское время в связи с большой работой по охране и собиранию памятников древнерусского искусства, проводимой по инициативе Советского государства, начиная с первых послереволюционных лет. Ведущая роль в ртом деле принадлежала возглавлявшейся И. Д. Грабарем Всероссийской реставрационной комиссии при Отделе по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения (с 1924 Центральные Гос. реставрационные мастерские)...

История изучения «северных писем» 4  
С конца 50-'х годов по инициативе центральных и местных музеев развернулось обследование памятников древнерусской живописи на территории северных областей. Изучены значительные участки Архангельской, Вологодской и Ленинградской областей, а в Карелии остались лишь немногие неосмотренные районы. Множество обонежских икон вывезено в Петрозаводский музей, Гос. Русский музей и частично в Гос. Эрмитаж. В реставрационных мастерских этих музеев производится расчистка памятников...

Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)  
Изучение искусства Обонежья, издавна входившего в состав Hoвгородской земли, невозможно без учета тесных и многогранных связей края с Новгородом. Они заметно активизируются в XIV в. Богатые природные ресурсы и выгодное географическое положение (здесь проходили пути Белому морю и рекам Онеге и Двине) с этого времени особенно привлекают в восточное Обонежье новгородских феодалов, и в следующем столетии почти все земли здесь оказываются захваченными новгородскими боярами и монастырями...

Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». XIV век  
Как известно, середина и вторая половина XIV в. были для новгородской живописи переломным периодом. Именно тогда постепенно складывался и новый, повышенно эмоциональный стиль, который получил столь яркое выражение в новгородских фресках и более сдержанное — в иконописи зрелого XIV в. В иконе Петра уже ясно проявились стилистические новшества. Здесь есть свобода композиции, живость рисунка, ощущается стремление одухотворенности в психологической характеристике образа. Это сказывается в свободной «вписанности» изображения в поле иконы, в соразмерности общих пропорций фигуры, в непринужденной осанке и особенно в трактовке лица: благодаря слегка прищуренным векам и резким бликам взгляд получил сосредоточенность и лишился отвлеченной застылости...

Икона «Апостол Петр». Происхождение. XIV век  
Таким образом, по совокупности стилистических признаков, технических черт и данных происхождения икону Петра можно считать созданной на Севере. Мы имеем дело с древнейшей иконой Обонежья и с одним из самых старых памятников всего Севера. Она происходит, очевидно, из небольшого поясного «Деисуса», украшавшего сельскую церковь. В живописи XIV в. известно много таких поясных чинов.

Икона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV век  
Как известно, в силу особой популярности культа Ильи-«громовержца» его изображения были широко распространены в искусстве Новгорода, отмеченном демократическими чертами, и в памятниках северных провинций. В северных произведениях изображение Ильи встречается особенно часто. Там любили писать его «огненное восхождение», Илью включали в состав «Деисуса», его фигура непременна почти во всех северных иконах «избранных святых» независимо от того, написаны ли они в Обонежье, на Двине или в менее связанном с Новгородом Вологодском крае...

Икона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV век  
Крепкие, прочно стоящие фигуры, суровые лица, крупные конечности, резкое противопоставление цвета белых одежд Николы и киновари фона – все это сближает икону с «народной» линией в новгородской иконописи. «Никола и Филипп» продолжает то направление в новгородском искусстве, которое в ХIII в. было представлено «Еваном, Георгием и Власием». Северную икону по существу мало затронули новые веяния, возникшие в новгородской живописи во второй половине XIV в...

Особенности живописи северных областей. XIV век  
В отличие от других районов Севера, в том числе и Обонежья, где живопись развивается преимущественно в рамках новгородской школы, вологодское искусство, судя по сохранившимся памятникам, уже в этот период выступает как самостоятельное, хотя и довольно примитивное художественное явление. С искусством Подвинья живопись Обонежья имела больше общего, чем Вологдой. Внепятинное владение Новгорода, Двинская Земля, входила орбиту влияния новгородской культуры. Проводниками этого влияния, несомненно, были монастыри, основанные здесь в XIV — XV вв. новгородцами – Михаило-Архангельский и Николо-Карельский...

Культура Подвинья. XIV век  
Среднерусское культурное влияние на Двине объясняется историческими условиями развития области. Подвинье в XIV в. было ареной борьбы между «низовской» Русью и Новгородом. Ростов, а затем Москва издавна претендовали на богатства Двинской земли. О ростовском культурном влиянии документы умалчивают, но зато они рисуют яркую картину успешного соперничества Москвы с Новгородом в области искусства. Московские вклады уже в XIV в. не уступали новгородским...

Живопись Обонежья в XV веке  
По немногим сохранившимся обонежским произведениям XIV в. нельзя судить об их иконографическом составе. Памятники XV в. сохранились более обильно. Это обстоятельство позволяет сделать некоторые заключения как об их иконографии, так и о характере местных северных иконостасов. Здесь нет ни одного персонажа или сцены, неизвестных в новгородском искусстве. Это обычные евангельские сцены и широко распространенные в новгородской живописи святые: Никола и Илья, Георгий и Дмитрий, Власий и Спиридоний, Флор и Лавр, Козьма и Демьян, Анастасия и Параскева, Петр и Павел. Тем не менее, специфика местного искусства проявляется и в этой области.

Икона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV век  
На иконе XV в. из д. Пяльма представлены Петр и Павел. Это сам по себе не редкий сюжет. Однако в Обонежье Петр был популярен как покровитель рыболовов, карельские народные легенды приписывали ему роль защитника от змей, которыми изобилует этот край, к тому же праздник Петра и Павла (29 июня) совпадал с сенокосной страдой.

Икона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV век  
Особого внимания заслуживает икона из Пяльмы с изображением Евстафия и Трифона. Святые представлены в одеждах мучеников-хитонах, поверх которых надеты подпоясанные, доходящие до колен рубахи. На плечи накинуты плащи. В левой руке по сосуду. Изображения каждого из них имеются в новгородском искусстве, хотя эти персонажи не относятся к числу самых популярных.

Икона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV век  
Не менее примечательна иконография памятников с евангельскими сюжетами — «Сошествие во ад» из Сойгинцев и «Успение» из Кижей. Сойгинская икона позволяет восстановить утраченное звено новгородской иконографии. Сцена «Сошествия во ад» передавалась в русской живописи XIV-XV вв. во многих вариантах, отличаясь, помимо иных деталей, покой Христа, В одних случаях Христос изображался склоненным в трехчетвертном повороте. В других — фронтально, в редком и сильном движении, с распростертыми в стороны руками.

Икона «Успение» из Кижей. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV век  
Иконографические истоки кижского «Успения» — новгородские На это указывает несколько обстоятельств. Позы некоторых персонажей очень сходны с подами фигур в новгородском «Успении» второй половины ХV в. в ГРМ (например, закутавшийся в плащ апостол в правой группе). Отдельные подробности восходят, очевидно, к новгородским «Успениям» XIV в., типа иконы из с. Курицкое в НГМ (например, три апостола, тесно прильнувшие к ложу) . Наконец, главное — краткий «извод» сцены, без апостолов на облаках, «дщерей иерусалимских», Афонии и ангелов. Он был весьма популярен в новгородской иконописи.

Иконостасы обонежских церквей  
Иконостасы обонежских церквей были в XV в., по-видимому, еще очень простыми и состояли из двух рядов — деисусного и местного. На это указывает состав сохранившихся памятников. Среди всех найденных в Обонежье. икон XV в., как принадлежащих местным мастерам, так и новгородским, только три написаны на евангельские сюжеты. Это — «Сошествие во ад» из Сойгинцев, «Успение» ив Кижей, а также плохо сохранившаяся новгородская икона «Исцеление слепого» из Муромского монастыря.

Выносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV век  
Самый консервативный и самый сложный для атрибуции и датировке памятник — выносная икона Николы из д. Пирозеро. Здесь многое осталось от предшествующего столетия — мощные пропорции, рисунок cкладок одежды, в которых чувствуются мягкие изгибы тяжелой ткани, и особенно изображение лица — сосредоточенный взгляд сощуренных глаз, нахмуренные и резко приподнятые к вискам брови, острые косые штрихи белильных бликов на щеках, акцентирующие напряженность взгляда.

Икона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV век  
Большинство обонежских икон этого времени несет на себе ясный отпечаток стиля XV в., однако занимает особое положение в кругу памятников новгородской школы. Предельно простые, но довольно плотные композиции беглые линейные очерки, размашистые блики, крупные и контрастные цветовые пятна придают этим вещам особую сочность и декоративность. В иконах с «избранными святыми», популярных здесь едва ли не болыпе, чем в самом Новгороде, изображены крепкие, плечистые фигурки. Их угловатые силуэты, не имеющие свойственной новгородскому искусству этого времени цельности и стройности, выглядят остро выразительными. Красочность одежд подчеркнута яркими фонами — киноварными или охряно-желтыми. Цвет фонов в этих иконах вообще гораздо более активный и насыщенный, чем в новгородской иконописи, где теперь преобладают фоны золотые или оттенка светлой разделенной охры.

Колорит обонежских икон  
Для новгородского искусства нехарактерно такое обилие зеленого, между тем как провинциальные художники очень любили этот цвет. В иконах «северных писем» Никола нередко наделен зеленым омофором. Новгородской живописи зрелого XV в. и начала XVI в. чужда и такая резкость цвета. Для нее обычны сложные градации дополнительных оттенков: различные желтые и вишневые, широко используемый белый. Поэтому новгородские произведения выглядят гораздо наряднее, чем названная группа северных памятников, несмотря на всю насыщенность и силу их красок. Для данной эпохи такое цветовое решение – явный анахронизм, свидетельствующий о сохранении очень старых новгородских колористических традиций.

Икона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV век  
«Илья Пророк» из с. Воробьево близ Машезера, созданный, судя по удлиненным пропорциям фигуры и плавным очертаниям торса, в эпоху развитого XV в., принадлежит к числу лучших северных произведений. Возможно, что данная икона была храмовой в Машезерском Ильинском монастыре. Он уже существовал в XV в., но к концу столетия пришел в упадок. Интересно, что Федор Глинка, побывавший в Машезерском монастыре в конце 20-х годов XIX в., особенно отметил там икону Ильи, пользовавшуюся большой популярностью.

Поясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV век  
Поясная икона Николы на кирпичном фоне из Вегоруксы обладает многими признаками новгородской живописи конца столетия: вытянутые пропорции фигуры с покатыми узкими плечами и сравнительно небольшой головой, плавный очерк силуэта, каллиграфически выписанные пробела прядей. Даже в такой детали, как удлиненные тонкие кресты, красиво вписанные в ленту омофора, чувствуется стремление к изяществу и стройности. Сам тип лица здесь иной, менее массивный, чем в других северных «Николах».

Икона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV век  
Самый необычный и противоречивый ив всех памятников — белофонная икона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. Как и в предыдущем «Николе», в ней отчетливо сказались черты эпохи. Здесь и удлиненность пропорций, и цельность силуэта, и плавность линий, и особая легкость изображения, графического и плоскостного. Возможно, что икона относится уже к началу XVI в. Но элементы нового сочетаются в ней с глубоко архаическими признаками. Тип лица с широко раскрытыми миндалевидными гладами и округлыми подглазными впадинами напоминает лица святых ХV в. Показательна и такая деталь, как горизонтальный штрих у наружного угла глаза, передающий ресницы и столь частый в домонгольской живописи.

Икона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV век  
«Никола» из Пяльмы, написанный, возможно, уже в начале XVI в., занимает особое место среди найденных в Обонежье северных икон. В мелких чертах лица со сближенными гладами. в тонко положенной темно-коричневой охре лица сказываются отголоски искусства средне. русских центров, а в колорите, где главная роль принадлежит красивому сопоставлению голубых бликов фелони, ярко-желтых окаймлений одежды в огромных алых камней на желтом евангелии, Заметно влияние вологодской живописи.

Икона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV век  
Тот факт, что художники новгородского Севера имели возможность знакомиться с произведениями не только Новгорода, но и иных художественных центров подтверждается при анализе иконы Николы из Теребужского погоста. Икона уже вошла в научную литературу, но ее датировка требует уточнения, а атрибуция — пересмотра. Икона должна быть отнесена к развитому XV в. На это указывают композиции средника с весьма свободно размеренной фигурой, удлиненные пропорции фигуры Николы в среднике, силуэт его узких покатых плеч, очень развитые композиции клейм. Некоторые сцены (например, «Рождество», «Обучение грамоте», «Явление Константину», «Спасение Василия») отличаются ярко выраженным пространственным построением, с двумя-тремя планами. Такие решения, известные во фресках и миниатюрах XIV в., станковой живописи этого времени не свойственны.

Северная живопись XV века  
Обонежские иконы XV в. показывают, что край оставался провинцией Новгорода не только в политическом, но и в культурном отношении. Искусство Новгорода имело для северных мастеров огромное значение, служило объектом подражания. Вероятно, иконописцы нередко копировали новгородские иконы, попадавшие на Север. В местных памятниках отразилось разнообразие направлений в современном им новгородском искусстве и, может быть, следы бытовавших здесь древних образцов (если верно наше предположение о Богоматери из Вегоруксы). Разновременное и разностильное смешивается в этих иконах. Стилистическая пестрота обонежских памятников во многом объясняется разобщенностью художников. Как показывают сохранившиеся от более позднего времени письменные источники, местные иконы создавались мелкими мастерскими, а иногда работавшими в одиночку деревенскими мастерами.

Обонежье в XVI веке  
Прогрессивные сдвиги, происходившие в жизни края, оживление во всех областях культуры сопровождалось и крупными изменениями в искусстве. XVI век не стал временем расцвета местной живописи, качество произведений оставалось, как правило, невысоким, но это был период интенсивных художественных исканий, переосмысления старых традиций и выработки новых приемов.

Монастыри в Обонежье в XVI веке  
Важную роль в развитии края сыграли возникшие здесь крупные монастыри, теснейшим образом связанные с художественными традициями Москвы. На юге большое Значение имел Александро-Свирский монастырь (основан в 1485 г.) и особенно Тихвин, а на Севере — Соловецкий монастырь, основанный еще в XV в. Московская художественная культура как бы наступает на Обонежье с севера и с юга. Возможно, что «экспансия» искусства Москвы на Севере осуществлялась и через иные крупные центры данного края.

Иконостасы и убранство церквей в XVI веке  
Сложный характер местной культуры, в которой совмещалось новое и архаическое, сочетались признаки общерусские и локальные, проявляется уже в убранстве здешних церквей, в частности в составе иконостаса. О нем можно судить по сведениям писцовой книги 1628—1629 гг., где подробно перечисляется церковная утварь.

Реконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыря  
В Обонежье одновременно сосуществуют несколько разновидностей иконостаса. Самый архаический тип без «Деисуса» с разнородными иконами на тябле или с простым трехфигурным «Деисусом», фланкировавшимся изображениями популярных святых. Двухъярусный иконостас с деисусным чином и местным рядом, установившийся здесь в XV в. и сохранившийся на протяжении XVI. И, наконец, многоярусный с праздниками и даже с пророками, соответствующий общерусским обычаям той поры.

Иконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI век  
Обе теребужские иконы показывают, что в деревенских погостах неподалеку от Ладоги существовала в XVI в. самостоятельная, сложная и богатая культура. Как можно заметить даже по двум памятникам, она несколько отличалась от культуры «дальнего» обонежского Севера. Сохраняя свою самобытность, она более активно впитала московские приемы.

Самобытность живописи Обонежья в XVI веке  
"Патриархальность общественного уклада Обонежья может в этот период до некоторой степени сравниться лишь с Двинской Землей. Мирское, светское здесь переплеталось с церковным; старые народные верования сливались с христианскими обычаями. Погостские церкви использовались не только для богослужения, но и для отправления полуязыческих обрядов, что «делало церковные стены свидетельницами мирского шума и житейской суеты»."

Иконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI век  
В иконах чувствуется атмосфера тех художественных исканий, которые охватили все русское искусство на рубеже XV и XVI в. Но северные художники интерпретируют эти поиски по-своему. Облик их героев по-прежнему грубоват, резкие контуры — спрямленные и угловатые, а колорит высветлен утрированно до белесоватых акварельных, водянистых оттенков. Кроме того, цветовая гамма остается довольно скупой, а низкокачественные краски, всегда жидкие и плохо кроющие, лежат неровным слоем, так что сквозь них просвечивает грунт. Поэтому северные памятники никогда не выглядят такими сияющими и воздушными, как современные им иконы Москвы или Новгорода.

Икона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI век  
Нарядная и цветистая, с контрастами насыщенных и сильных тонов — желтого, красного и зеленого, икона могла бы сойти за произведение XV в., если бы не новизна композиционного решения с его просторностью и легкостью, не удлиненные пропорции фигур, не характерный изгиб фигуры архангела, не плавные волнистые склоны горок, которым вторят вытянутые силуэты коней.

Икона «Святой Климент». XV векИкона «Святой Климент». XV век  
В других местных памятниках уже исчезает насыщенность и сила цвета. Колорит оказался наиболее изменчивым, подвижным элементом обонежского искусства. Самой же консервативной стороной были приемы письма ликов. Здесь устойчиво держались старые традиции. Энергичные блики, глубокие тени, резко скошенные глаза придают лицам святых взволнованное тревожное выражение.

Икона «Деисус» из д. Есино. XVI век  
Фигуры здесь еще угловаты, позы напряжены, а лица с крупными чертами и тяжелыми подглазными тенями имеют насупленное и хмурое выражение. Сама манера письма — энергичная живописная лепка густыми, почти пастозными мазками — напоминает приемы более ранней поры.

Икона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI век  
Хотя колорит средника еще ярок и звучен, но цветовая гамма уже совсем не новгородская: киноварь, синее и белое. Полуфигуры святых на полях, намеченные легкими контурами и расцвеченные в отличие от средника нежными бледными красками, окружают центральное изображение нарядным венком. Линейный прием изображения безраздельно господствует в этой иконе.

Икона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI век  
В отличие от рассмотренных довольно примитивных памятников икона Власия созвучна лучшим произведениям русской живописи этого времени. Здесь заметны очень тонкие, опосредствованные связи с художественной атмосферой той эпохи, когда были написаны мудрые «старцы» в иконах дионисиевского круга. Памятник возбуждает и прямые ассоциации с некоторыми поздненовгородскими произведениями.

Икона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI век  
В обонежских иконах раннего XVI в. значительную роль играет психологическая характеристика персонажей. Однако постепенно на первый план выступают декоративные, орнаментальные тенденции. Снижение психологической выразительности, измельченность форм, любовь к украшенности наблюдаются в это время и в искусстве других русских областей.

Живопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Обонежья второй половины XVI века  
В середине и второй половине XVI в. наблюдается крутое снижение художественного уровня произведений, хотя подчас и подкупает наивное опрощение традиционных иконографических типов и непосредственность трактовки отдельных сцен. В композициях некоторых икон появляется перегруженность, пропорции фигур становятся порою непомерно приземистыми или преувеличенно вытянутыми. Колорит, составлявший до этого одну ив привлекательных черт местного искусства, делается часто то водянисто-бесцветным, то тусклым и глухим.

Живопись Двинской земли в XVI векеЖивопись Двинской земли в XVI веке  
В памятниках соседней Двинской земли, во многом сходной с Обонежьем по условиям исторического и культурного развития, в XVI в. столь же активно проявляются своеобразные местные вкусы. Более густонаселенная и развитая Двинская земля жила интенсивной художественной жизнью. В ее искусстве складывается несколько манер, или «писем». Возможно, что эти «письма» связаны с отдельными районами Подвинья, где были свои особенности культуры, самостоятельные вкусы, местные традиции.

Закономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописи  
Закономерности развития живописи Обонежья находят больше всего аналогий в искусстве Двинской земли. Однако было бы рискованным полностью отождествлять происходящие здесь процессы. Есть основания полагать, что во второй половине XVI в. в отдельных центрах Подвинья намечается сближение с московским искусством.

Икона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI век  
Клейма иконы выделяются необычайной экспрессивностью рисунка, стремительностью движений, энергичными жестами фигур. Линейно переданные громадные стилизованные волны в «морских» сценах усиливают динамичность композиций. Красные, зеленые, ослепительно белые тона, имеющие самые яркие и чистые оттенки, придают иконе нарядность и декоративность.

Иконопись и народное декоративное искусство  
Есть основания полагать, что в сложении стиля отдельных северных «писем» играл роль еще один фактор. Как известно, станковая живопись — не самый древний вид искусства на Севере. Гораздо старше народное декоративное искусство, истоки которого восходят к весьма отдаленным временам. Не исключено, что этими древними местными художественными традициями отчасти определялся облик некоторых групп и направлений в северной живописи.

Тенденции обонежской живописи в конце XVI века  
Среди многочисленных направлений русской живописи XVI в. искусство Обонежья занимает особое место. Как и все «северные письма», оно бесконечно уступало произведениям центральных районов в профессиональном мастерстве. Отметим все же, что оно не было захвачено стандартностью, стереотипностью, изощренной ремесленностью, столь сильными в искусстве центра. В лучших памятниках сохраняется живая наблюдательность, подкупающая непосредственность и свежесть.

Сведения письменных источников о художниках на севере  
Стилистическое своеобразие северных икон не оставляет сомнения в существовании здесь собственных иконописцев. Однако, безусловно, представляет интерес размещение художественных центров или отдельных мастерских, а также социальное положение мастеров как вообще на Севере, гак, в частности, в Обонежье. Сведения об этом содержатся в письменных источниках: в записях на самих иконах и на рукописях, в писцовых книгах, юридических документах, агиографической литературе.

Монастырские иконописные мастерские  
Не подлежит сомнению культурная роль двух крупнейших монастырей — Александро-Свирского и Соловецкого. Лишь плохая сохранность их художественного наследия (особенно икон) и неизученность письменных документов мешает оценить их роль в должной мере, поставить их в один ряд с такими крупными художественными центрами Севера, каким был для Белоозера Кириллов монастырь. Судя по очень активной деятельности по переписке книг, Соловецкий монастырь стал уже в XVI в. крупным культурным центром.

Сведения о художниках и писцах Двинской земли  
Ценное свидетельство содержится в житии Кирилла Челмогорского. Оно сочинено неким Иоанном, жившим в Каргопольском крае. Сначала он был клириком Петропавловской церкви на Лекшмо3ере, а в 1652 г. стал священником Покровской церкви в погосте Лядины. В 1655-1656 гг. он написал икону Кирилла Челмогорского, а в тексте жития прямо нарвал себя «иереем изографом». В соседних северных областях художники были и среди мирского населения сел и посадов.

Сведения о заказчиках книг и икон  
Наличие «деревенского» иконописания косвенно подтверждается и сведениями о заказчиках икон. Среди них встречаются сельские священники, иноки небольших «пустынек», отдельные крестьяне и целый крестьянский «мир».

Сельские иконописные мастерские  
Ни монастырские мастерские, ни даже присылавший сюда иконы Новгород не могли бы удовлетворить потребностей огромного края. Насколько они были велики, говорит простой подсчет. Уже в середине XVI в. только в 19 перечисленных в писцовой книге 1563 г. заонежских погостах было не менее 135 иконостасов. Причем деревянные здания северных церквей часто горели и их иконостасы требовали обновления. Но, кроме городских и монастырских мастеров, в Обонежье, как и в иных северных областях, существовала еще одна категория художников. Речь идет о мастерах деревенских. Именно они, очевидно, и изготовляли основную массу местных икон. О сельских живописцах, миниатюристах, переписчиках книг существуют многочисленные свидетельства.

Заключение. Северные письма  
Живопись Обонежья представляла собой сложное художественное явление, прошедшее значительный путь развития. Рассмотренные памятники объединены между собой не только местом их находки на данной территории. Мы имеем дело с определенным местным направлением в древнерусской живописи. Будучи в новгородскую пору локальным вариантом новгородской школы, став одним ив самобытных течений в русском искусстве XVI в., живопись Обонежья на всем протяжении своего развития была чем-то особым, чем-то так или иначе выделяющимся.

Заключение. Индивидуальность и гармония северной живописи  
В живописи Севера как нельзя более остро сказывается качество, присущее в той или иной степени большинству художественных памятников русского средневековья. Это очень тонкое чувство ансамбля, точная согласованность живописи с характером интерьера, с тем окружением, на которое рассчитывал художник. В строгом декоративном единстве живописи с архитектурной средой и своеобразным пейзажем Севера — одна из причин общности северных произведений, даже очень разновременных или созданных в далеких друг от друга краях.



От редакции сайта: книга насыщена комментариями и сносками, зачастую занимающими целые страницы. После некоторых сомнений, мы расположили все комментарии непосредственно в тексте. Формат чтения с экрана отличается от книжного восприятия, поэтому мы сочли такое расположение наиболее удобным для читателя. Сноски выделены более мелким и бледным шрифтом.
Мы также разделили текст на страницы, позволяющие воспринимать информацию с одного экрана в разумном объёме.

Оригинальное печатное издание снабжено каталогом чёрно-белых иллюстраций посредственного качества. Там, где это было возможно, мы снабдили текст цветными изображениями икон.



 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва