Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

Монастыри в Обонежье в XVI веке

Важную роль в развитии края сыграли возникшие здесь крупные монастыри, теснейшим образом связанные с художественными традициями Москвы. На юге большое Значение имел Александро-Свирский монастырь (основан в 1485 г.) и особенно Тихвин, а на Севере — Соловецкий монастырь, основанный еще в XV в.

Уже в начале XVI в. Тихвин превратился в крупный центр южного, «Нагорного», Обонежья и привлек внимание московского правительства. По его распоряжению, Здесь на погосте в 1510 — 1515 гг. возводится каменный Успенский храм вместо прежних деревянных построек. Вокруг погоста быстро концентрируется торгово-ремесленный посад, а в середине XVI в. строится каменная крепость и образуется два монастыря-Успенский и Введенский. [К. Н. Сербина. Очерки социально-экономической истории русского города. Тихвинский посад в XVI — XVIII вв. М.— Л., 1951, стр. 21 — 23; Л. А. Файнштейн, И. П. Шаскольский. Тихвин. Историко-краеведческий очерк. Л., 1961, стр. 9 — 16. ]

Вероятно, в Тихвине работали московские художники. Новый Успенский собор был украшен иконами московских мастеров. [Болыпая часть главного иконостаса тихвинского Успенского собора хранится в ГРМ.] Через Соловецкий монастырь московское влияние проникает в Поморье. В иконостасах отдельных церквей поморских посадов встречаются произведения, авторы которых были, вероятно, Знакомы с искусством Москвы. [В ГРМ хранятся семь средних икон деисусного ряда и царские врата второй половины XVI — XVII в. из Петропавловской церкви в Вирме (см. Э. С. Смирнов а. Экспедиции в Карельскую АССР.— Сообщения ГРМ», вып. ЧШ. Л., 1964, стр. 127). Это вещи невысокого качества, но отзвуки московского искусства в них достаточно явственны. ]

Таким образом, московская художественная культура как бы наступает на Обонежье с севера и с юга. Возможно, что «экспансия» искусства Москвы на Севере осуществлялась и через иные крупные центры данного края, особенно черед Валаамский и Коневский монастыри, черед города Корелу и Орехов (как, например, на Белоозере через Кириллов монастырь, а на Двине через Сийский). Шведские набеги разорили эти места. Вероятно, там существовали иконописные мастерские, однако судить об искусстве местных живописцев мы не можем. [В каталоге древнерусской живописи ГТГ к Коневскому монастырю предположительно отнесена икона Богоматери Коневской XVI в. в собрании Остроухова (инв. 12034. В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. II, № 638).
Не исключено, что из г. Корелы происходят некоторые иконы деисусного чина XVI в., хранящиеся сейчас в ГТГ и попавшие туда из Тихвина (В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. II, № 648). Автор данного раздела каталога В. И. Антонова приводит грамоту Михаила Федоровича о передаче в Тихвин в 1624 г. деисусных икон ив «Корельского монастыря», разрушенного «от немецкого разорения». В. И. Антонова полагает, что грамота имеет в виду Николо-Корельский монастырь в Двинском устье. Однако в документе речь идет, вероятно, об одном из монастырей города Корелы. Их там было четыре: Воскресенский, Егорьевский, Никольский и Иоанна Предтечи (см.. архим. С е р г и й. Черты церковно-приходского и монастырского быта в писцовой книге Вотской пятины 1500 г. СПб., 1905, стр. 91-95). Именно город Корела с его монастырями был разрушен интервентами, двинской же монастырь уцелел. Против происхождения икон из двинского Никого-Корельского монастыря говорит и то обстоятельство, что «Деисус» двинского монастыря был прислан ил Новгорода в 1471 г. Марфой Борецкой; а иконы ГТГ, судя по стилю, относятся к провинциальным «письмам» XVI в. (темные лики, сухость бликов, характерные деленые фоны).
Таким образом, в грамоте Михаила Федоровича, вероятно, подразумеваются иконы одного из монастырей Корелы. Но мы не уверены, можно ли отождествлять упомянутый в грамоте «Деисус» с иконами ГТГ иа Тихвина. Ведь в огромном Тихвинском монастыре, вероятно, хранился не один деисусный чин. Поэтому мы остерегаемся делать какие-либо выводы об искусстве Корелы на основании этих памятников. ]

Монастыри Ладожского озера, некогда тесно связанные с Новгородом, постепенно привлекают к себе пристальное внимание столицы. Еще в XV в. здесь подвизались церковные деятели «московской ориентации» — Савватий Соловецкий и Александр Свирский. В XVI в. Валаамский монастырь ставился в один ряд с крупнейшими «промосковскими» монастырями — Кирилло-Белозерским, Соловецким, Волоколамским. Интерес москвичей к Валаамскому монастырю подтверждается и тем, что автор одного ия видных публицистических сочинений ХИ в. написал его в форме беседы легендарных основателей монастыря — Сергия и Германа. [Г. Н. Моисеева. Валаамская беседа — памятник русской публицистики середины XVI века. М.— Л., 1958, стр. 116.] Под нарастающим натиском московского влияния на Севере новгородскому художественному авторитету приходилось понемногу отступать. Но на протяжении всего XVI в. Новгород еще имел огромное Значение в Обонежье. Слишком сильны были складывавшиеся веками культурные связи, сказывавшиеся на стиле искусства. Из Новгорода на Север продолжали ввозить иконы, становившиеся образцами для местных художников. [Назовем два памятника, заслуживающих особой публикации. В частном собрании в Москве хранится двусторонняя выносная икона 1531 г., вывезенная ия д. Воробьево близ Машеяера, откуда происходит и «Илья» ХV в., упомянутый в предыдущем разделе. На одной стороне изображен Никола Зарайский, на другой — Богоматерь типа «Знамения»,представленная в круглом медальоне, заполненном изображениями херувимов и помещенном в свою очередь в тетраморф. Вокруг медальона надпись: «Достойно есть яко воистину блжити тя бце прсноблженную и пренепорочную и мрить (так!) бга нашего чстнейшую херувимы и славнейшую серафимы безо истление бга слва». Такой иконографический извод в живописи редок, но очень распространен в мелкой пластике XVI в. (в панагиях. См. Т. Э. Николаева. Произведения мелкой пластики XIII — ХЧП веков в собрании загорского музея. Каталог. загорск, 1960, № 101, 108, 109, 110 и др., стр. 229, 244, 246, 248). На стороне с изображением Николы на нижнем поле надпись изящной вязью: «Поставлена бысть икона сия в лето 7040 (1531) месяца декабря в 6 день повелением рабы божия Анны Григорьевской жены Печенигова» (эту надпись приводим в упрощенной орфографии). Размер иконы бея рукояти — 49 X 46 (необычно большая ширина за счет боковых орнаментальных выступов) (рис. 49). Судя по художественным особенностям, выносная икона из Воробьева исполнена не северным, а новгородским мастером. Анализ записи косвенно подтверждает данные стиля. Печенеговы были ив тех «послужильцев», которых «испоместили» в новгородские земли после присоединения Новгорода. Когда-то их род принадлежал ко дворам бояр Ивана и Василия Борисовичей Тучковых (о Печенеговых см. сведения разрядной книги писца Дмитрия Китаева — так называемой «Поганой книги», приводимые Карамзиным в «Истории государства Российского», иад. 2. СПб., 1819, т. VI, прим. 201; «Переписная окладная книга по Новугороду Вотьской пятины 7008 года».— «Временник МОИДР», т. XI. М., 1851, Материалы, стр. 22, 25, 101; т. XII,-М., 1852, стр. 43 — 44, 102; АСЭИ, т. Ш. М., 1964, стр. 70 и 137, Н. Мятлев. Печенеговы.— «Летопись историко-родословного общества в Москве». М., 1913, вып, 1 — 2 (33 — 34), стр. 1 — 18; К. В. Базилевич. Новгородские помещики иа послужильцев в конце ХЧ в.— И8, т. 14, М., 1945, стр. 65 — 73; С. Б. Веселовский. Феодальное Землевладение в северо-восточной Руси, т. I. М.— Л., i947, стр. 295). Григорий Васильевич Печенегов; сын Василия Константиновича, умер до 1539 г., владел поместьями в Сакульском и Ровдужском погостах Водской пятины (Н. Мя т лев. Ук. соч., стр. 15). Естественно, что представители этого рода обратились с заказом не в провинциальную, а в новгородскую художественную мастерскую. О назначении вклада Запись умалчивает. Очевидно, икона была поставлена в один ия заонежских монастырей или в местную церковь (возможно, в Машезерский монастырь, вновь оживший после запустения в конце XV в. См, «Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 rr.». Л., 1930, стр. 113). Бесспорно, новгородскими мастерами исполнена в начале XVI в. храмовая икона «Успения» иа Успенского собора' Кеми. Успенская церковь в Кеми уже существовала в XVI в. на месте ныне стоящей постройки 1711 г. См. «Древнерусское искусство. Выставка „Итоги экспедиций..."», стр. 25, рис. 13. Существуют известия и о рукописях, вложенных в XVI в. новгородцами в северные церкви. Например, шесть месячных миней, посланных около 1552 г. Ефросиньей Валуевой в Климецкий монастырь (см. А. Е. Викторов. Описи рукописных собраний в книгохранилищах северной России. СПб., 1890, стр. 287 (№ 5); В. И. Срезневский. Описание рукописей и книг, собранных для имп. Академии наук в Олонецком крае. СПб., 1913, стр. 32). ] Не исключено, что там работали и новгородские мастера. [Вряд ли столь крупную икону, как кемское «Успение» (размер 147 Х 117), везли из Новгорода. Скорее всего ее исполнили на месте.] Постепенное снижение художественной роли Новгорода в Обонежье объясняется не столько силой московских «форпостов», сколько иными причинами: угасанием новгородской художественной школы и главное — ростом местной северной культуры, смело заявляющей о своей самостоятельности.



Читайте далее: Иконостасы и убранство церквей в XVI веке

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Монастыри в Обонежье в XVI веке  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика