Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

Сведения о художниках и писцах Двинской земли

В соседней Двинской земле в 1533 г. церковный дьяк Куростровской волости «Давыдец Михайлов сынишко» написал евангелие для церкви Дмитрия и Екатерины в Курострове с четырьмя миниатюрами, изображающими евангелистов. [А. K. Викторов. Описи рукописных собраний-в книгохранилищах северной России. СПб., 1890, стр. 5 — 6; Г. Бугославский. Рукописное евангелие церкви села Курострова, Холмогорского уезда Архангельской губернии, 1533 г., хранящееся в библиотеке Архангельской духовной семинарии.— «Архангельские епархиальные ведомости», часть неофициальная, 1904, стр. 508 — 516. Упоминания дьяка Давыда Михайлова сына в актовом материале: «Сборник грамот Коллегии экономии», т. 1. Пг., 1922, стр. 50, 63, 93, 96.]

Клирик Никольской церкви в Матигорах, скрывший свое имя тайнописью, переписал в 1581 г. «Трефолой» для церкви с. Панилова. [БАН, Архангельское собрание, М 721. А. И. Викторов. Описи рукописных собраний в книгохранилищах северной России, стр. 10. Разобрать тайнопись не удается.]

Ценное свидетельство содержится в житии Кирилла Челмогорского. Оно сочинено неким Иоанном, жившим в Каргопольском крае. Сначала он был клириком Петропавловской церкви на Лекшмо3ере, а в 1652 г. стал священником Покровской церкви в погосте Лядины. В 1655-1656 гг. он написал икону Кирилла Челмогорского, а в тексте жития прямо нарвал себя «иереем изографом». [К. Докучаев-Басков. Подвижники и монастыри крайнего Севера. Житие Кирилла Челмогорского.— «Христианское чтение», 1889, № 2, стр. 497 — 498.]

В соседних северных областях художники были и среди мирского населения сел и посадов. Запись на иконе Одигитрии из поморского села Ненокса сообщает имя мастера — «Сенька Иванов сын дьяк». [ГРМ, инв. 2922. Текст записи: «7060 третьего (1555) месяца юла третья написана бысть сия икона при благоверном царе и великом князе Иване Васильевиче всея Руси и при митрополите Макарии повелением раба божия Семена Григориева сына Кологривова, а писал сю икону Сенька Иванов сын дьяк».] Семен Иванов был Земским дьяком в Неноксе в 40 — 50-х годах XVI в. [Ненокса известна как значительное село уже в XV в. (А. А. Шахматов. Исследование о двинских грамотах XV в. СПб., 1903, стр. 44). В XVI в. она стала довольно крупным посадом с соляными варницами.] Его имя находим в нескольких составленных им документах. [«Сборник грамот Коллегии экономии», т. 1, стр. 118, 140.]

В те же годы в Неноксе жил и иной художник-мирянин — «Иван Некрас Семенов сын иконник», упомянутый в 1549 г. как послух в одной из «данных». [«Сборник грамот Коллегии экономии», т. 1, стр. 126.]

Икона Николы Можайского в ГТГ написана в 1649 г. в Вещезерской волости «изухрафлением многогрешного Семена», возможно, тоже мирянина (судя по отсутствию указаний о его духовном звании). [ГТГ, инв. 13950. Запись опубликована Н. Е. Мневой (В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. II, стр. 477 — 478), но название волости ошибочно прочтено как «Вежезерские»] Если Ненокса являлась богатым посадом, то Вещезеро было глухим селом в отдаленной Чарондской округе, близ озера Воже. [А. А. Савич. Главнейшие моменты монастырской колонизации русского Севера XIV — ХЧП вв.— «Сборник Общества исторических, философских и социальных наук при Пермском университете», вып. Ш. Пермь, 1929, стр. 69. В ртом селе в XV в. жили родители Александра Ошевенского (см. его житие в сборнике XVII в. ГПБ, собр. Титова, № 2476, л. 42 об.).]

В житии Антония Сийского содержится особенно ценное своей древностью сообщение, что на Двине были иконописцы и среди простых крестьян. Антоний, родившийся в 1478 г. в д. Кехта близ Холмогор, выучился еще в юности писать иконы у своих родителей, которые «земледельцы бяше». [Житие Антония Сийского в сборнике ГПБ, Соф. 1478, л. 178; «Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви». СПб., 1836, стр. 37 — 39. Это житие сообщает и о другом двинском художнике. Когда в 20-х годах XVI в. Антоний пришел на Сию, то там нашел своего тезку, некого иконописца Антония, который помог написать для вновь основанного монастыря икону «Троицы» (ГПБ, Сол. 230, л. 155 об.; 1-я редакция жития, подробнее во 2-й редакции; ГПБ, Q. 1. 22, л. 197-197 об.). Но был ли этот иконописец иноком или мирянином — неясно.]

Имеются также косвенные свидетельства существования и в Обонежье художников среди мирского крестьянского населения. В писцовой книге 1563 г. в Вытегорском погосте на реке Тагажме значится опустевшая деревня — «словет Иконкова Олексейков след Ефимова». [«Писцовые книги Обонежской пятины...», стр. 209.] В северных именах и названиях случайности были редки. Не носил ли «Олексейко Ефимов» прозвища иконника?

Из более поздних указаний приведем следующее. В Заонежье был найден сборник из рукописей XVII — XVIII вв., в составе которого есть «наставление иконописцу и книжному писцу». Где был переписан сборник — неизвестно, но уже в начале XVIII в., судя по владельческим записям, он попал к жителям Сенногубской волости и там переходил из рук в руки. [БАН, Сев. 680 (33.4.32), лл. 101 — 150. В. И. Срезневский. Описание рукописей и книг, собранных для имп. Академии наук в Олонецком крае. СПб., 1913, стр. 285 и 288. Отрывки ив втой рукописи напечатаны: П. К. Симони. К истории обихода книгописца, переплетчика и иконного писца, вып. I. СПб., 1906, стр. 160 — 167.]

Содержание рукописи представляет практическое руководство для мастеров, и берегли ее в Заонежье не случайно. Интересно и свидетельство П. И. Челищева о том, что крестьяне, жившие вблизи Выгорецких скитов, в XVIII в. «промышляли писанием в раскольничьи часовни образов». [П. И. Челищев. Путешествие по Северу России в 1791 г. Под ред. Л. Н. Майкова, вып. LXXXV. Изд. ОЛДП, СПб., 1886, стр. 24.] Такой промысел не мог возникнуть внезапно и должен был иметь немалую местную традицию.



Читайте далее: Сведения о заказчиках книг и икон

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Сведения о художниках и писцах Двинской земли  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика