Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

Колорит обонежских икон

Икона Евстафия и Трифона из Пяльмы очень близка по трактовке образа к «Избранным святым» из Кондопоги. Но пяльмская икона исполнена менее живописно, а фигуры переданы совсем плоскостно. Уверенная и решительная осанка святых, подчеркнутая почти абсолютным сходством обеих фигур и строгой фронтальностью под, открытые и простодушные лица, максимальная упрощенность живописи делают «Евстафия и Трифона» одним из самых характерных северных произведений.

Обе эти иконы сходны и по колориту. Такое редкое сочетание немногих, но насыщенных цветовых плоскостей — главным образом красного, зеленого, желтого — было, по-видимому, свойственно какой-то группе обонежских памятников. Оно повторяется и в исполненной уже в XVI в., но очень архаидирующей краснофонной иконе Николы ид Вегоруксы [ГРМ, инв. 2899]: у него ярко-желтый нимб и широкий деленый омофор. Контрастное сопоставление красного и деленого встречается и в орнаменте одной ид местных рукописей-«Апостоле» начала XVI в., принадлежавшем Климецкому монастырю [БАН, 33. 8. 8, л. 2. В. И. Срезневский. Описание рукописей и книг, собранных для имп. Академии наук в Олонецком крае. СПб., 1913, стр. 7.]. Его заставка и инициал, довольно примитивные по рисунку, расцвечены только этими двумя красками, густыми и плотными.

Для новгородского искусства нехарактерно такое обилие зеленого, между тем как провинциальные художники очень любили этот цвет. В иконах «северных писем» Никола нередко наделен зеленым омофором. [Никола Дарайский ХЧ в. в ГТГ, инв. 22301. См. В. И. Антонова, Н. К. Мнева. Каталог..., т. I, № 316; Никола Дарайский XVI в. в ГРМ- из Никольского погоста близ Шенкурска. Зеленый омофор и в написанной провинциальным мастером иконе XV в. из с. Ракома блив Новгорода (в этом памятнике, возможно, отразились черты псковского искусства. Д.С.Смирнова. Новые работы Музея по реставрации произведений древнерусской живописи.— «Сообщения Гос. Русского музея», вып. VI. Л., 1959, стр. 57 — 58).]

Новгородской живописи зрелого XV в. и начала XVI в. чужда и такая резкость цвета. Для нее обычны сложные градации дополнительных оттенков: различные желтые и вишневые, широко используемый белый. Поэтому новгородские произведения выглядят гораздо наряднее, чем названная группа северных памятников, несмотря на всю насыщенность и силу их красок. Для данной эпохи такое цветовое решение – явный анахронизм, свидетельствующий о сохранении очень старых новгородских колористических традиций. Этот колорит сравним лишь с цветов очень ранних новгородских памятников, например с житийным Николой ГРМ ид собрания Репникова, первой половины XIV в., где в клеймах чередуются красные и зеленые фоны. [См. Н. Г. Порфиридов. Древнерусское искусство. Краткий путеводитель (Гос. Русский музей). Л., 1947, стр. 16, рис. 4.]

Апостолы Петр и Павел в еще одной пяльмской иконе — приземистые и плечистые, с большими руками, с острым взглядом редких черных зрачков-сродни «Евстафию и Трифону» и персонажам кондопожской трехрядницы. Античные хитоны и гиматии кажутся длинными развевающимися рубахами. Художник явно пренебрег точной передачей классических драпировок, что особенно заметно в изображении одежды Павла. В пылающей киновари фона, изумрудном поземе и зеленой охре полей повторяется уже знакомое сочетание, по-видимому, излюбленное местными мастерами. Однако икона Петра и Павла сложнее и тоньше по живописи, чем ранее рассмотренные иконы XV в. Фигуры написаны объемно, лицам придано индивидуальное выражение — простодушное у Петра и более напряженное у Павла, в изображении одежд использованы бледно-желтый и нежно-голубой цвета, что, вероятно, навеяно новгородскими памятниками той поры.



Читайте далее: Икона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV век

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Колорит обонежских икон  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика