Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

История иконописиИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИконы из перламутра в Тверской областной картинной галерееИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школПамятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и ХолуяБиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

История изучения «северных писем» - 3.
После революции

Новые возможности для изучения искусства Севера открылись лишь в советское время в связи с большой работой по охране и собиранию памятников древнерусского искусства, проводимой по инициативе Советского государства, начиная с первых послереволюционных лет. Ведущая роль в ртом деле принадлежала возглавлявшейся И. Д. Грабарем Всероссийской реставрационной комиссии при Отделе по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения (с 1924 Центральные Гос. реставрационные мастерские). В экспедиции по Северной Двине, организованной комиссией в 1920 г., принимали участие такие крупные исследователи и реставраторы древнерусской живописи, как И. Д. Грабарь, Г. О. Чириков, Н. Н. Померанцев. [Выписка ив дневника экспедиции 1920 г., любезно предоставленная автору секретарем экспедиции Н. Н. Померанцевым. См. также: Игорь Грабарь. О древнерусском искусстве. М., 1966, стр. 235, 246—249.]

Большие результаты принесла деятельность Череповецкого и особенно Вологодского краеведческих музеев, выявивших много замечательных произведений вологодского искусства. Национализация церковных имуществ и, в частности, передача в музеи церковных ценностей ив таких крупных северных монастырей, как Александро-Свирский, Соловецкий, Антониев-Сийский, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Дмитриев-Прилуцкий и другие, облегчили изучение сложной художественной жизни Севера, многообразных связей северных окраин с другими крупными центрами Руси. Началось и собирание памятников Обонежья. Благодаря деятельности Ленинградского областного музейного фонда много северных икон из црисвирских районов поступило в 20—30-е годы в Гос. Русский музей. Проблема местных школ, отдельных художественных центров стала одной из основных в советской науке о древнерусском искусстве.

Первые результаты работ по собиранию и расчистке икон были продемонстрированы на Выставке древнерусского искусства, организованной Наркомпросом в 1929 — 1931 гг. в Германии и Англии. Новооткрытые северные памятники занимали на ней видное место. В каталоге выставки, составленном И. Грабарем совместно с А. И. Анисимовым, целая группа произведений охарактеризовала как «северная школа» [«Denkmaler altrussischer malerei. Ausstellung». Berlin — Eonigsberg, 1929. К северной школе справедливо отнесены: «Введение во храм» из с. Кривое, «Царские врата» из Архангельска, «Власий, Флор и Анастасия» из с. Осиновое, «Флор и Лавр» из с. Троицкое, «Царские врата» из с. Кривое, «Рождество Христово» XVII в. Из Вологды (№ 38, 39, 80, 81, 82, 102 — в ГРМ) ].

Несмотря на то, что с точки зрения современного уровня знаний в атрибуциях есть некоторые неточности [Так, «Богоматерь Мирожская, Никола и Георгий» ив с. Ракулы, отнесенное к северной школе, в действительности псковской школы (№ 79, сейчас в ГТГ. См. В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи XI — начала ХЧШ веков. Опыт историко-художественной классификации, т. I. М., 1963, № 154). Ряд бесспорно северных икон оставлен за пределами северной школы: «Омовение ног» и «Жены у гроба» из Корнильева-Комельского монастыря (№ 40 и 41, первая в Вологодском музее, вторая в ГРМ), «Сошествие во ад» (№ 73, ГРМ), «Георгий в житии» из с. Лещево (№ 76, Вологодский музей), «Чудо Георгия» из Кадникова (№ 77, ГРМ), «София Премудрость» из Архангельска (№ 78, ГТГ), «Снятие со креста» и «Распятие» из Сретенской церкви в Вологде (№ 83 и 84, первая в ГТГ, вторая в Вологодском музее), «Избранные святые» из Каргополя (№ 86, ГРМ) и некоторые другие.] каталог выставки до сих пор не потерял своего значения для исследователей, так как здесь впервые введено в научный оборот большое количество подлинно северных произведений. И. Э. Грабарь сумел отметить ряд локальных групп среди северных икон — северодвинскую и вологодскую . [I. Grаbаг. Denkmaler altrussischer Malerei. ВЦЫясЬе Ikonen vom 12. bis 18. Jahrhunderts.— «Denkmaler altrussischer Malerei». Ausstellung. Berlin — Koenigsberg, 1929, S. 2.]

Материалы, представленные на выставке, позволили А. И. Анисимову выдвинуть новую, не поднимавшуюся ранее проблему народных художественных традиций в северной иконописи как одного из факторов, определявших ее своеобразие. [А. I. Anisimov. Russian Icon Painting; its bloom, overrefinement and decay.— «Miasteryieces of Russian Painting». London, р. 86. О. Wulff — М. Alpatoff. Denkmaler Аег Ikonenmalerei in kunstgeschichtlicher Folge. Hellerau — Dresden, 1925, 186 — 190.]

Искусству Севера отведено большое место в трудах М. В. Алпатова. Если в своей ранней работе (1925 г.) автор говорит в основном об иконах из частных коллекций, известных еще до революции, то в дальнейшем в число исследуемых им памятников вошли новые, открытые «на местах» произведения. [М. А1раtоv — № Вгunо v. Geschichte der altrussischen Kunst. Augsburg. 1932, S. 283, 343 — 346, 367.]

Публикация этих памятников, большей частью находившихся в различных мелких местных музеях, включение их в научный оборот - заслуга автора. Эти работы М. В. Алпатова до сих пор сохраняют свое значение благодаря обилию нового материала, тонкости стилистического анализа и впервые столь отчетливо и последовательно проводимой в них мысли об эстетической ценности лучших памятников северной живописи. [Этa же мысль является основной в характеристике искусства русского Севера в соответствующем разделе «Всеобщей истории искусств» М. В. Алпатова, вышедшей в 1955 г. (М. В. Алпатов. Всеобщая история искусств, т. Ш. М., 1955, стр. 219 — 222).]

Говоря об искусстве северных областей, М. В. Алпатов останавливается на искусстве Вологды, Устюга, Сольвычегодска. Публикации вологодских икон посвящена и вышедшая в 1929 г. статья В. А. Богусевича [В. А. Богусевич. Живопись конца XV столетия в привологодском районе.— В кнл «Северные памятники древнерусской станковой живописи». Вологда, 1929, стр. 13 — 22.]. Между тем живопись других северных центров оставалась в тени. Двинские памятники получили отражение лишь в каталоге выставки 1929 — 1931 гг., а новооткрытые произведения Обонежья совсем не были опубликованы.

Непосредственное отношение к искусству Обонежья имела лишь одна из появившихся в 20-е годы работ — статья Г. В. Жидкова «Из истории русской живописи XV века». [«Труды секции истории искусства Института археологии и искусствознания РАНИОН», т. II, 1928, стр. 220 — 223.] Анализируя икону Симеона Столпника 1465 г. из Антониева-Дымского монастыря, автор пришел к важному выводу о своеобразии искусства новгородской провинции уже в ХV в. Наряду с иными найденными и расчищенными в те годы памятниками, это произведение позволило выдвинуть существенные аргументы для опровержения фигурировавшей в предреволюционные годы теории о формировании собственно северной живописи лишь в XVI в.

В изданиях предвоенных лет проблемы искусства Севера почти не затрагиваются. Выделяются лишь труды А. И. Некрасова, Значительно расширившие круг изучаемых памятников, в том числе и северных. Но конкретность северных писем растворилась в расплывчатом понятии «периферии», «провинции», художественно отсталой и не понимавшей «стиля столицы». При ртом к группе провинциальных икон исследователь относит столь далекие друг от друга памятники, как «Снятие со креста» и «Положение во гроб» из собрания Остроухова, с одной стороны, и кашинские иконы и «Архангела Михаила» из собрания Рябушинского — с другой. [П. Муратов. Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова, стр. 31 — 35. А. И. Некрасов. Древнерусское изобразительное искусство. [М.], ОГИЗ .— ИЗОГИЗ, 1937, стр. 249 — 250. ]

Итак, в 20 — 30-е годы изучение северной живописи несколько оживилось. Однако Обонежье все еще оставалось почти нетронутым участком как в смысле сбора памятников, так и в отношении их научного исследования.



Читайте далее: История изучения «северных писем» 4

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → История изучения «северных писем» 3  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика