Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

Монастырские иконописные мастерские

Значительно больше оснований предполагать существование художественных мастерских во внутригородских монастырях Корелы и Орехова. Известно, что в Ореховском Никольском монастыре писали книги. Сохранилось евангелие, переписанное там в 1550 г. священником Евстафием». [БАН, 33. 2.2. (Сев. 420). В. И. Срелневский («Описание рукописей и книг, собранных для имп. Академии наук в Олонецком крае». CII6., 1913, стр. 1 — 2) отождествил укааанный в записи Никольский Ореховский монастырь с тем, что находился в. д. Ореховно близ Боровичей. Но сведения об этом последнем восходят лишь к XVII в, (В. В. Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, т. Ш. СП6., 1897, № 1854), между тем как в городе Орехове такой монастырь существовал уже в XV в. Он был именно на островке посреди Невы («монастырь Никольский с островка из Орешка»), что и указано в записи на рукописи.] Одна из деревень, принадлежавших этому же монастырю, в Куйвошском погосте Вотской пятины (на нынешнем Карельском перешейке близ Токсова) нарывалась Иконниково. [«Переписная окладная книга по Новугороду Вотьской пятины 7008 года».— «Временник МОИДР», кн. XI. М., 1851. Материалы, стр. 197.] Не жили ли там монастырские мастера?

В Тихвине в 1583 г. упоминается на посаде лишь один иконник. [К. Н. Сербина. Очерки из социально-экономической истории русского города. Тихвинский посад в ХVI — ХVI вв. М.— Л., 1951, стр. 86.] Те мастера, кисти которых принадлежат многочисленные и своеобразные иконы Тихвинского края, жили в XVI в., вероятно, в Тихвинском монастыре.. В XVII в. положение резко меняется. На Тихвинском посаде появляются целые артели мастеров, отправлявшихся в окрестные пустыни, села и погосты для выполнения заказов. [К. Н. Сербина. Ук. соч., стр. 86 и 153.] Известны иконописцы и на посаде Олонца. [«Очерки по истории Карелии», т. I. Под ред. В. Н. Бернадского, И. И. Смирнова, Я. А. Балагурова. Петрозаводск, 1957, стр. 134.]

Широкое хождение на Севере имели работы мастеров больших «внегородских» монастырей. Наличие художественной мастерской в Коневском монастыре мы предполагаем на основании великокняжеской грамоты 1499 г, неоднократно подтверждавшейся на протяжении XVI в.: «а коли их (монастырская) лодья пойдет ия Русы с солью, или иа монастыря в Русу и в Новгород с каким монастырским Запасом ни буди, и они с тое лодьи дают наместнику нашему Ладожского порога образ Пречистые, да ставец, да две. лошки, да посох». [«Материалы по истории Карелии ХП — ХИ вв.». Под ред. В. Г. Геймана. Петрозаводск 1941 стр 171] Похоже, что здесь перечисляется ассортимент изготовлявшейся продукции (резьба по дереву?). Сборщики пошлины словно рассчитывали на получение образцов этих изделий.

Примечательно, что и сам основатель Коневского монастыря Арсений «навыче рукоделию, и бысть. ковачь меди, и сосудоделатель -зело искусен» [«Житие преподобного Арсения Коневского». C116., 1820. Монастырь основан Арсением в 1393 г. Житие остается малоисследованным, время его составления не уста новлено. См. В. О. Ключевский. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, стр. 357.]. Ремеслу он выучился в Новгороде еще в юности, а живя на Афоне, славился своим мастерством и получал много Заказов местных афонских монастырей.

Мало изучено художественное значение Валаамского монастыря. Нам известны пять рукописей конца XV — начала XVI в., написанных там при игумене Иоакиме. Все они орнаментированы, а одна — Евангелие 1495 г.— украшена миниатюрами .[Слова Григория Богослова 1475 г. (ГПБ, F. 1. 890), Евангелие 1495 г. (БАН, собр. Среяневского 73; 24.4.26; «Исторический очерк и обзор фондов Рукописного отдела БАН», вып. 2. М.— Л., 1958, стр. 122 — 123); Толкования на евангелие 1500 г. (Гим; А. Гор ский, К. Невоструев. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1857, Отд. 2, т. 1, стр. 124 — 125), Пролог на март — август 1501 г. (ГПБ, Соф. 1345), Евангелие 1508 г. (ГПБ, Соф. 24). Рукописи любезно указал мне Б. Н. Флоря.]

Не подлежит сомнению культурная роль двух крупнейших монастырей — Александро-Свирского и Соловецкого. Лишь плохая сохранность их художественного наследия (особенно икон) [Разрозненные иконы из Соловецкого монастыря хранятся в Московском Кремле, ГИМ и в Музее истории,религии в Ленинграде. Памятники Александро-Свирского монастыря (шитье, серебро, иконы) — в ГРМ. Почти все иконы иа этих монастырей остаются нерасчищенными.] и неизученность письменных документов мешает оценить их роль в должной мере, поставить их в один ряд с такими крупными художественными центрами Севера, каким был для Белоозера Кириллов монастырь. Судя по очень активной деятельности по переписке книг, Соловецкий монастырь стал уже в XVI в. крупным культурным центром. [Н. Н. Розов. Соловецкая библиотека и ее основатель игумен Досифей.— ТОДРЛ, т. XVIII. М.— Л., 1962, стр. 303 — 304.] Иконописная палата была устроена там лишь в 1615 г.», [В. Никольский. Иконографическое собрание Соловецкого монастыря.— «Материалы Соловецкого отделения Архангельского общества краеведения», вып. I. Архангельск, 1927, стр. 45.] но не исключено, что отдельные мастера работали на Соловках и ранее.

В Александро-Свирском монастыре в XVI в. были свои иконописцы [С. Смирнова. Об одном литературном сюжете в живописи конца XVI века.— ТОДРЛ, т. XVI. М.— Л., 1960, стр. 366 — 367.] и мастера-ювелиры [Е. Кутилова. К истории русской эмали.— «Сообщения ГРМ», вып. П. Л., 1947, стр. 45 — 48.]. Но, судя по сохранившимся произведениям, мастера обоих этих монастырей (как и Кирилло-Белозерского) были связаны не столько с местной северной культурой, сколько с искусством центральных областей, главным образом Москвы. Вряд ли в этих двух монастырях в болыпом количестве изготовлялись иконы «северных писем».



Читайте далее: Сведения о художниках и писцах Двинской земли

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Монастырские иконописные мастерские  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика