Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

Икона «Никола в житие» из Ковды

Художественные связи Обонежья с Двинской Землей проявились в житийном «Николе» из Ковды» (рис. 47). [1'PM, инв. 2915. Ковда, расположенная за полярным кругом на берегу Кандалакшского залива, была в XVI в. значительным поселением (Р. Б. Мюллер. Очерки по истории Карелии XVI — XVII вв. Петроваводск, 1947, стр. 75). Существующее здание Никольской церкви (описываемая икона — храмовая) построено в 1705 г. («Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии», вып. III. Архангельск, 1896, стр. 189 — 190) Весь иконостас направлен в 1961 г. в Кижский заповедник (сейчас в КМИИ. Иконостас ошибочно отнесен Н. К. Маковской к XVI в. См. «Карелия. Ежегодник Карельского гос. музея яа 1928 г.» Петрозаводск,' 1930; стр. 112 — 113). Рукописные книги из втой церкви, среди 'которых есть и памятники XVI — XVII вв., находятся в ИРЛИ (В. И. Малыш е в. Древнерусские - рукописи Пушкинского Дома. М.— Л., 1965, стр. 39)..]

Клеймо иконы «Никола в житие» из Ковды
Клеймо иконы «Никола в житие» из Ковды
XVI век
Государственный Русский музей

Клеймо иконы «Никола в житие» из Ковды
Клеймо иконы «Никола в житие» из Ковды
XVI век
Государственный Русский музей

Клейма иконы выделяются необычайной экспрессивностью рисунка, стремительностью движений, энергичными жестами фигур. Линейно переданные громадные стилизованные волны в «морских» сценах усиливают динамичность композиций. Красные, зеленые, ослепительно белые тона, имеющие самые яркие и чистые оттенки, придают иконе нарядность и декоративность.

Памятник не имеет никаких близких аналогий. Но в отдельных признаках есть общность с иконами Двинской Земли. Так, описанная нами группа памятников двинского Поморья (?) — царские врата ия Михаило-Архангельского монастыря и др.— отличается столь же звонкими, контрастными сочетаниями красного и Зеленого. В клеймах житийной иконы из Неноксы [Гос. Эрмитаж. Воспр.: А. С. Концов а. Беломорская и северодвинская экспедиции.— «Сообщения Гос. эрмитажа», вып. XVII. Л,, 1960,'стр. 75 — 77.] встречаются такие же мясистые лица, «растрепанные» волосы, бегло брошенные движки.

«Корельский берег», где расположена Ковда, оказался в результате деятельности Соловецкого монастыря тесно связанным по экономике и культуре с Двинской землей. В Ковду часто приезжали двиняне и каргопольцы, а сами жители. Ковды ездили в Холмогоры и Турчасово. Эти связи сказались и в живописи.



Читайте далее: Иконопись и народное декоративное искусство

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Икона «Никола в житие» из Ковды. XVI век  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика