Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

XV век. Икона «Сошествие во ад» из Сойгинцев

Дамиан. Деталь иконы «Сошествие во ад» с Козьмой и Дамианом из Сойгинского погоста
Дамиан. Деталь иконы «Сошествие во ад» с Козьмой и Дамианом из Сойгинского погоста
XV век
Государственный Русский музей

Не менее примечательна иконография памятников с евангельскими сюжетами — «Сошествие во ад» из Сойгинцев и «Успение» из Кижей. Сойгинская икона [ГРМ, инв. 1573] позволяет восстановить утраченное звено новгородской иконографии. Сцена «Сошествия во ад» передавалась в русской живописи XIV-XV вв. во многих вариантах, отличаясь, помимо иных деталей, покой Христа, В одних случаях Христос изображался склоненным в трехчетвертном повороте. В других — фронтально, в редком и сильном движении, с распростертыми в стороны руками.

Сойгинская икона относится ко второму типу изображений. Такой иконографический вариант известен в новгородских стенописях [Волотово, Федор Стратилат. См. В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода, табл. 60-6; е г о ж е. Феофан Грек и его школа. М., 1961, табл. 50-6.] и в псковских станковых памятниках. [Икона конца XIV в. ид собрания Лихачева в ГРМ (воспр. «История русского искусства», т. II. М., 1954, вкл. у стр. 366); икона начала XVI в. ид Острова в ГРМ Фронтальное изображение фигуры Христа встречается в московских «Сошествиях» (икона из Коломны конца XIV в. См. В..И. Антонова, Н. Мнева. Каталог. т. I, № 212, табл. 160; икона из местного ряда Ферапонтова монастыря, круга Дионисия, в ГРМ). Но там подача Христа несколько иная, менее энергичная, а вся композиция очень усложненная, имеющая совсем иные иконографические истоки.] В сохранившихся в новгородских иконах XIV—XV вв. он не встречается. [Там господствует первый тип изображения: икона НГМ ид Тихвина начала XIV в., икона ГРМ из Тихвина конца XIV в., икона ГИМ «северных писем» XIV в. из Михаило-Архангельского монастыря, ряд памятников ГТГ и др. См. В. Лазарев. Искусство Новгорода, табл. 34-а; Н. Г. Порфиридов. Выдающийся памятник древнерусской живописи.— «Искусство», 1959, № 2, стр. 69; В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. I, № 51, 60, 71, 74, 114, 125.] Северная икона показывает, что в иконах Новгородской земли существовал и такой «извод».

Другая особенность памятника, касающаяся не только иконографии, но и стиля,— чисто северная. В верхней части иконы представлены Козьма и Демьян, что связано, по-видимому, с посвящением местной церкви или часовни. Их огромные поясные изображения в несколько раз крупнее фигур в «Сошествии»; они ничем не отделены от нижней сцены и кажутся вырастающими из скал. Новгородские художники XV в. нередко включали. изображения отдельных или «избранных» святых в иконы иного сюжета, но придавали этим фигуркам подчиненную роль, сохраняя стройность композиции. [Например, пророк Иеремия в «Успении» второй половины ХЧ в. в ГРМ; Никола «Осаде Новгорода», в ГРМ, и др.] Северные же мастера нередко прибегали к приему контрастного противопоставления размеров фигур. Аналогичная особенность — в «Деисусе» с избранными святыми из Вытегорского погоста. [В. Н. Лазарев. Два новых памятник русской станковой живописи ХII — ХIII вв. (К истории иконостаса).— КСИИМК, вып. ХШ. М.-Л., 1946, стр. 76]



Читайте далее: Икона «Успение» из Кижей. XV век

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Икона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV век  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика