Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

Введение

Живопись северных областей древней Руси почти не изучена. Существует несоответствие между пристальным вниманием широких кругов ученых к северному деревянному зодчеству, декоративному искусству, устному народному поэтическому творчеству, с одной стороны, и малой изученностью произведений живописи — с другой.

Древняя художественная культура Севера имела особый характер. В силу своеобразных условий исторического развития здесь долго держались черты патриархального общественного уклада, придававшего культуре края «простонародный» оттенок. На Севере более непосредственно, чем в других областях Руси, проявилось самостоятельное крестьянское творчество. Хотя северная живопись была консервативной, отставала в своем развитии и ее памятники часто неумелы по исполнению, но лучшие ив северных икон отличаются меткой образностью, наивной выразительностью, декоративной крaсотой. Произведения северной живописи дают возможность по достоинству оценить огромное Значение народного творчества в развитии древнерусского искусства.

Широко употреблявшееся понятие «северные письма» до настоящего времени остается расплывчатым. В эту рубрику включаются произведения, созданные в различных северных областях, часто весьма далеких друг от друг» по своей культуре; к ним относят подчас и провинциальные или просто вещи невысокого профессионального мастерства, не имеющие отношения к Северу.

В основу плодотворного изучения искусства Севера прежде всего необходимо положить те произведения, северное происхождение которых бесспорно. Для этого важно уточнить документацию вещей в запасниках музеев и, главное, предпринять поиски новых икон в северных районах. Лишь опираясь на данные этих памятников, можно, руководствуясь стилистическим сходством, выделить действительно северные иконы среди многочисленных и неопределенных «северных писем», наполняющих хранилища центральных музеев, куда они попали от частных коллекционеров, в свою очередь купивших их у торговцев-«офеней». На необходимости такого рода разысканий справедливо настаивали еще Н. П. Лихачев [Н. П. Лихачев. Краткое описание икон собрания П. М. Третьякова. М., 1905, стр. XII — XIV], А. И. Анисимов [А. И. Анисимов. Этюды о новгородской иконописи.— «София», 1914, № 3] и особенно И. Д. Грабарь. Говоря о том периоде в русской науке, когда к Северу относили все, «что отличалось безнадежным провинциализмом, дававшим повод Заводить речь о загадочных «северных письмах», И. Р. Грабарь настоятельно призывал к разработке вопросов «художественной топографии».[ И. Э. Грабарь. Андрей Рублев. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918 — 1925 гг.— «Вопросы реставрации», сб. 1. М., 1926, стр. 46.] Однако эта задача определения «художественной топографии» памятников в отношении Севера до сих пор не выполнена, а между тем без этого важнейшего условия невозможно серьезное изучение художественного наследия Севера и выяснение стилистических особенностей искусства его отдельных областей.

Различные районы края, хотя и имели много общего, но каждый обладал и своими чертами; в их культуре сказывались особенности исторического развития, социального строя, местных условий, культурных связей, древних художественных традиций. Кроме обширных Земель северо-востока — Мезени, Печоры, Великой и Малой Перми, о живописи которых нельзя судить из-за отсутствия происходящих оттуда памятников, на Севере выделяются три большие области. Это Обонежье, «Двинская земля» и громадный Вологодский край с примыкающими к нему Белоозером, Каргополем и Устюгом.

Вологодский край среди северных областей отличался наиболее высокой культурой. Своеобразие отдельных его районов не исключало и некоторую общность развития. Уже в домонгольское время здесь существовали довольно значительные города. В конце XIV в. возникают крупные монастыри — Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Дмитриев-Прилуцкий, превратившиеся затем в выдающиеся художественные центры. В течение последующих столетий число городов, посадов и монастырей быстро растет. Это не могло не наложить отпечатка на искусство края.

Особенностью Вологодского края было и то обстоятельство, что культурная роль Новгорода Здесь менее ощутима, чем в других северных районах. Основная часть территории находилась в сфере влияния среднерусских центров: сначала Ростова (Вологодский край с глубокой древности входил в состав Ростовской епархии), а затем, особенно в XV — XVI вв., Москвы. Но несмотря на все влияния, в крае шла самостоятельная художественная жизнь и памятники вологодской живописи вплоть до перемен второй половины XVI в. и особенно XVII в. резко отличаются как от ростовских или столичных произведений, так и от икон иных северных областей. Две другие области — Двинская земля и Обонежье — до некоторой степени родственны между собой по культуре, что объясняется как близостью социальных условий, так и значительной ролью Новгорода в жизни этих областей. Правда, их искусство не лишилось своеобразия, что особенно заметно, начиная с XVI в.



Читайте далее: Введение-2

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Введение-1  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва