Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

Введение - 5

Верхней границей принят рубеж XVI и XVII в. Это время явилось переломным как для русской культуры в целом, так и для культуры Севера.

XVII век — особый, яркий этап в искусстве Обонежья. Он заслуживает самого пристального внимания и глубокого изучения. В местное искусство в ту пору проникли новые общерусские черты, уживаясь с самобытными локальными признаками.

Развитие обонежской живописи продолжалось и в следующем, XVIII в. Древнерусские традиции держались тут очень долго, на протяжении всего ХVIII в., тесно переплетаясь с народным творчеством. Нельзя не учесть, что именно XVII — XVIII вв.— период расцвета деревянного зодчества Карелии; в это время были созданы наиболее прославленные его сооружения: церкви в Челмужах и Яндомозере, ансамбль Кижского погоста и церковь в Кондопоге. Однако исследование северной живописи как XVII в., так и XVIII в. наталкивается сейчас на серьезное препятствие. Большая часть памятников этого времени пока сохраняется на местах, в церквах и часовнях, расчищены лишь единичные иконы.

Пройдет немало времени, пока будут реставрированы все основные памятники этих столетий. Поэтому было бы ошибкой пытаться сейчас на основании немногих расчищенных икон характеризовать искусство позднего Обонежья. Исследование обонежской иконописи XVII — XVIII вв. должно составить предмет будущей самостоятельной работы.

В данной книге рассматриваются два хронологических периода: XIV-XV вв., когда край был частью Новгородской земли, и конец XV — XVI в., когда вместе с Новгородом он вошел в состав Русского государства. Эти этапы политической истории Севера были в то же время и этапами в истории его культуры. Каждому из этих хронологических периодов посвящен специальный раздел книги. Некоторые особенности изложения в этих разделах обусловлены характером материала: количеством сохранившихся памятников соответствующего периода, степенью их реставрационного исследования. При распределении материала учитывается также и своеобразие северной живописи, обладающей «стилистической устойчивостью».

Как искусство XIV в., так и живопись XV в. характеризуются несколько обобщенно, по столетиям, малое число сохранившихся произведений препятствует разделению этих художественных эпох на более мелкие хронологические этапы. При разграничении памятников XV и XVI вв. допускается известная условность: некоторые произведения XVI в., сохраняющие архаичные приемы, черты предшествующего столетия, рассматриваются в разделе XV в. Напротив, отмеченные новыми веяниями памятники конца XV в. характеризуются вместе с иконами XVI в.

В книгу включен раздел о северных художниках. Там анализируются сведения письменных источников о мастерах-иконописцах на Севере. Полученные данные важны, на наш взгляд, для понимания некоторых стилистических особенностей северного искусства.

В прилагаемый к книге каталог обонежских икон XIV — XVI вв. вошли как расчищенные памятники, так и находящиеся под записями. В последнем случае датировка дается предположительно. Обонежские иконы хранятся главным образом в Музее изобразительных искусств КАССР в Петрозаводске, в Кижском заповеднике и в Гос. Русском музее, а единичные произведениях Гос. Третьяковской галерее, Гос. эрмитажe, Киевском музее русского искусства, а также в некоторых частных собраниях.

Анализ строится на изучении икон, о происхождении которых с территории Обонежья имеются точные сведения. Другие, «депаспортизированные» памятники привлекаются в редких случаях, только при их бесспорной стилистической близости к иконам Обонежья. Несомненно, в музейных хранилищах должно быть больше обонежских икон, чем удается установить сейчас. Но лишь после тщательного исследования живописи других северных областей можно будет окончательно разобраться в пестром море «северных писем». Принятый нами принцип отнюдь не означает слепого доверия к происхождению памятников, вернее, к месту их находки. И художники, и их произведения мигрировали. На территории Обонежья встречаются и новгородские иконы, и памятники иных русских земель. Данные «топографии» могут принести пользу только в сочетании с анализом стиля.



Читайте далее: История изучения «северных писем» 1

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Введение-5  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва