Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

Заключение. Северные письма

Живопись Обонежья представляла собой сложное художественное явление, прошедшее значительный путь развития. Рассмотренные памятники объединены между собой не только местом их находки на данной территории. Мы имеем дело с определенным местным направлением в древнерусской живописи. Будучи в новгородскую пору локальным вариантом новгородской школы, став одним ив самобытных течений в русском искусстве XVI в., живопись Обонежья на всем протяжении своего развития была чем-то особым, чем-то так или иначе выделяющимся. Судя по немногим расчищенным и тем самым доступным для изучения обонежским иконам ХЧЦ в., — даже и в эту эпоху, когда быстро стирались все грани и областные различия, местная живопись стойко сохраняла своеобразие.

Из сказанного закономерно вытекает вопрос: можно ли трактовать искусство Обонежья как самостоятельную художественную школу?

При решении вопроса необходимо прежде всего учесть, что понятие местной школы имеет разный смысл в зависимости от того, к искусству какого именно исторического периода оно применяется. Есть существенная разница между школами периода феодальной раздробленности, с одной стороны, и школами XVI — XVII вв.— с другой. Первые зависели от сложного комплекса своеобразных условий, сложившихся в каждой ив русских земель, и потому разграничивались очень резко. Вторые же развивались в совсем иную историческую эпоху. Они были скорее местными направлениями в рамках единого общерусского искусства. В них в свою очередь можно разглядеть разные смысловые оттенки. Одни стилистические течения были угасающими пережитками старых областных школ (например, в Новгороде); другие возникали вновь (например, в Ярославле).

До XVI в. искусство Обонежья не может 'быть названо школой. Оно находилось в очень сильной зависимости от новгородской живописи и составляло ее своеобразную ветвь. Вопрос об «обонежской школе» может обсуждаться только по отношению к XVI — XVII вв. Среди тех местных направлений, которые существовали в русской живописи XVI — XVII вв., искусство Севера, особенно Обонежья, было наиболее ярким и самобытным. Но даже и в этот период его вряд ли можно рассматривать как самостоятельную школу в полном смысле этого слова. Оно было слишком пестрым в стилистическом отношении.

Как правило, важным фактором формирования местных школ было наличие мощных художественных центров: там вырабатывались и отшлифовывались местные стилистические приемы, там мастера получали профессиональную выучку и перенимали художественный опыт предшествующих поколений. Эти центры обеспечивали единство искусства, его «стилистическую преемственность». Как бы ни были разнообразны провинциальные варианты этих школ, все они питались идеями и художественными достижениями единого, консолидирующего их центра, опирались на его искусство. Такого центра не было в Обонежье ни в новгородскую пору, ни позднее.

Как нам представляется, по отношению к искусству Севера самым удачным остается прежний термин «письма» , введенный еще в прошлом столетии. Искусство огромного русского Севера распадалось на целый ряд таких «писем», более или менее крупных, более или менее четких. Her «северной школы», или «северных школ», а существует сложное, многообразное в своих проявлениях, разветвленное искусство различных северных областей.

В каждом крае были свои стилистические варианты, свои художественные решения, особые образные оттенки. В искусстве Обонежья, если сравнивать его в целом с двинской и вологодской живописью, больше ощущаются элементы интимности, камерности. Оно скромнее, сдержаннее, чем яркое, сочное, полнокровное искусство Двины и Вологды. Насколько можно судить при современном уровне наших Знаний о Севере, в Обонежье сильнее сказывались архаические моменты. Последнее неудивительно. Обонежье было наиболее глухим краем Севера. Даже в XVI — XVII вв., когда в его жизни наметились серьезные сдвиги, оно все же не могло сравниться с другими областями по уровню и темпам хозяйственного и культурного развития. Тем более важно, что даже здесь, в этом отдаленном от больших центров крае, долгое время считавшемся как бы белым пятном на «карте истории живописи», сложилось своеобразное, самобытное искусство.

Трудно переоценить значение обонежских памятников для истории культуры карельского и вепсского народов. Живопись Обонежья дает еще одно подтверждение общности развития русской культуры и культуры этих народов. Местные памятники, неразделимые по национальным признакам, создавались не только русскими художниками, но и мастерами иных живших здесь народностей. Произведения живописи Обонежья составляют важную страницу не только в истории искусства Руси, но и в истории искусства Карелии.



Читайте далее: Заключение. Индивидуальность и гармония северной живописи

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Заключение. Северные письма  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва