Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

Самобытность живописи Обонежья в XVI в.

Многие особенности искусства Обонежья XVI в. обусловлены самобытностью местной культуры, прочно сохраняющейся. Здесь еще в XVI в. были сильны остатки крестьянской мирской общинной организации. [Р. Б. Мюллер. Очерки по истории Карелии XVI — XVII вв. Петрозаводск, 1947, стр. 42 — 43.] Этим Обонежье отличалось от других частей Новгородской Земли той поры. [М. Н. Тихомиров. Россия в XVI столетии. М., 1962, стр. 290.]

Патриархальность общественного уклада Обонежья может в этот период до некоторой степени сравниться лишь с Двинской Землей. Мирское, светское здесь переплеталось с церковным; старые народные верования сливались с христианскими обычаями. Погостские церкви использовались не только для богослужения, но и для отправления полуязыческих обрядов, что «делало церковные стены свидетельницами мирского шума и житейской суеты».[ М. М. Богословский. земское самоуправление на русском Севере, т. 1. М., 1909, стр. 203.]

Прочность язычества на Севере (особенно среди карельского населения) не раз вызывала в XVI в. беспокойство правительства. В грамоте 1534 г. .архиепископа Макария, направленной в «Вотскую пятину, в Чудь, в Ижору, в Корельский и другие уезды», отмечалось, что жители этих мест «впали в прелесть кумирскую... к церквам к божественному пению не ходят, ...молятца по скверным своим молбищом древесом и каменью... жрут и пиют мерзким бесом... мертвых своих кладут в селах по курганом и по коломищем... а к церквам на погосты тех своих умьрших они не возят съхраняти». [«Материалы по истории Карелии ХП — ХЧ1 вв.». Петрозаводск, 1941, стр. 128.] Положение не изменилось и в середине века. [«Грамота архиепископа Феодосия 1548 г.»]

В самом городе Кореле в это время по дошедшим до архиепископа слухам «игумены и священники и диаконы, около города и посада корейского со кресты и молебном пети не ходили».

Устойчивые обычаи и верования налагали архаический отпечаток на культуру края. Но вместе с тем — это особенно важно — открывалась широкая возможность для проникновения в искусство элементов народного художественного творчества.

Искусство Тихвина и Приладожья составляет как бы подступы к нашей основной теме — к живописи самого Обонежья. Эти места — берега Онежского озера и Олонецкий перешеек — были расположены дальше от крупных центров, новшества проникали сюда медленнее и подвергались особенно активной местной переработке. Самостоятельные северные черты сказываются здесь с наибольшей остротой. Живопись этих мест не была и в XVI в. стилистически однородной. Однако ей свойственны и некоторые общие закономерности. В ее развитии в XVI в. можно наметить два этапа. Приблизительной хронологической границей между ними является середина столетия.

Между памятниками конца XV — первой половины ХVI в. и искусством предшествующего периода еще много общего. Композиции, как и ранее, предельно просты, облик персонажей, как правило, грубоват, рисунок упрощен и угловат, лица наивны. В большей части икон, как и прежде, изображены отдельные, или «избранные», святые. Сложные повествовательные и аллегорические сюжеты, столь пышно расцветавшие в русской живописи ХV в., почти не отразились в искусстве этого северного края. Преемственность между искусством ХV и XVI вв. была обеспечена здесь не только устойчивостью сложившихся местных вкусов, но и прочно сохраняющейся новгородской основой. Несмотря на падение Новгорода, новгородское искусство на протяжении всего XVI в. сохраняло свою привлекательность для обонежского Севера.

В памятниках первой половины века особенно много новгородских реминисценций. Они заметны в особой строгости композиции, простоте силуэтов, мужественности образов, в редкости энергичных красочных бликов, наконец, в иконографических «изводах». Но искусство Обонежья развивалось не изолированно от всей русской культуры. Уже в иконах конца XV — первой половины XVI в. появляются черты, свойственные всей русской живописи той поры. Фигуры размещаются свободнее, позы становятся не столь скованными, лица получают более мягкое выражение, краски светлеют.

Все эти тенденции — и новгородские черты, и новые общерусские элементы, и собственные художественные принципы и традиции — смешиваются, «сплавляются» в местном искусстве. Главная роль среди них бесспорно принадлежит местной творческой струе. Она властно подчиняет себе все остальные моменты, активно перерабатывает и переосмысливает их.



Читайте далее: Иконы «Покров» и «Страшный суд». XVI век

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Самобытность живописи Обонежья в XVI веке  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва