Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

Четырнадцатый век.
Икона «Апостол Петр» - самая ранняя обонежская икона

Характеристика особенностей местного искусства XIV в. сопряжена большими трудностями. От новгородской иконописи той поры сохранили сравнительно немногие и к тому же разнородные произведения. Поэтому нелегко разграничить новгородские традиции и местные северные приемы. С этой целью приходится обращать внимание на те качества обонежских икон, которые получают развитие в позднейшем искусстве края, когда признаки местной живописи выявляются более определенно. От XIV в. сохранились лишь три иконы, которые можно приписать местным художникам: «Апостол Петр» из Вегоруксы, «Илья» из Пяльмы и «Никола и Филипп» из Телятникова (деревни по берегам Онежского озера).

Икона «Апостол Петр» из деревни Вегорукса
Икона «Апостол Петр» из деревни Вегорукса, XIV век
Государственный Русский музей

«Апостол Петр» — самая ранняя из сохранившихся обонежских икон. Она относится к середине или второй половине XIV в. Собственно новгородских произведений этого времени так мало, что каждая новая находка важна для изучения не только северного искусства, но и всей живописи новгородского круга. [5 ГРМ, инв. 2898. Соответственно указанным инвентарным номерам здесь и в дальнейшем описания см. в «Каталоге», стр. 108 — 135.
Вегорукса — одно из древнейших поселений на Заонежском полуострове. Входила в состав Кижского погоста. Принадлежала новгородскому боярину Федору Остафьевичу Глухову. Состояла ив нескольких деревень, в числе которых был и «Большой двор» — административный центр боярской вотчины («Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг.». Л., 1930, стр. 126). Позднее известна как важный пункт на пути из Новгорода к Белому морю. (И. А. Го лубцо в. Пути сообщения в бывших землях Новгорода Великого в ХИ — XVII вв. и отражение их на русской карте середины XVII в.— «Вопросы географии», сб. 20. «Историческая география СССР». М., 1950, стр. 299).
А. В. Ополовников датирует существующее Здание Никольской церкви в Вегоруксе XVII — ХЧШ вв. Ларс Петерсон относит его к 1750 — 1770 гг. (Lars Р е t t e г. s оn. Aanisniemen kirkollinen yuuarkkitehtuuri, Aineston esitelli.— «Suomen mui naismuistoyhdistiksen aikakauskirja». Bd. Ь. Helsinki, 1950, стр. 98, 99, 334, рис. 6! и 116).
Воспр. церкви: Р. С. Смирнова, И. Н. Паньши на. Экспедиции в Карельскую АССР.— «Сообщения Гос. Русского музея», вып. VII. Л., 1961, стр. 65.]

Как известно, середина и вторая половина XIV в. были для новгородской живописи переломным периодом. Именно тогда постепенно складывался и новый, повышенно эмоциональный стиль, который получил столь яркое выражение в новгородских фресках и более сдержанное — в иконописи зрелого XIV в. В иконе Петра уже ясно проявились стилистические новшества. Здесь есть свобода композиции, живость рисунка, ощущается стремление одухотворенности в психологической характеристике образа. Это сказывается в свободной «вписанности» изображения в поле иконы, в соразмерности общих пропорций фигуры, в непринужденной осанке и особенно в трактовке лица: благодаря слегка прищуренным векам и резким бликам взгляд получил сосредоточенность и лишился отвлеченной застылости.

Достаточно вглядеться в саму живописную систему иконы — в мелкость, тонкость, раздробленность охряных и белильных штрихов, в энергичность живописного «почерка», чтобы убедиться, насколько значительно отошел мастер от более обобщенной и спокойной манеры начала столетия. Однако новый стиль проявился в иконе не в полной мере. Художник словно не может целиком отрешиться от привычных приемов. Он делает торс Петра массивным, черты лица крупными, а драпировки вместо острых и ломких — мягко круглящимися. Изображение не приобретает той безудержной темпераментности, острой экспрессивности и драматической напряженности, которые отличают памятники зрелого XIV в.

Живописная система иконы, особенно приемы изображения лица, подтверждают стилистические наблюдения. Здесь еще отсутствуют чисто иконописные схематические приемы, которые уже сложились в иконописи развитого XIV в. Лицо разделано при помощи мелких коротких мазков охры, то сливающихся в единое пятно, то позволяющих увидеть санкирь. Такая манера свойственна иконам новгородского круга первой половины XIV в. [Например, «Рождество Богородицы» ив собрания Рябушинского в ГТГ, «Введение во храм» из с. Кривое в ГРМ.]

Позднее охру стали накладывать более слитно. Длинные белильные блики, лежащие «по форме», непохожи еще на те короткие толстые парные параллельные «движки», которые фигурируют в иконах позднего XIV в. На древность памятника указывают и энергичные черные штрихи, подчеркивающие брови и верхние веки. В конце XIV в. они становятся менее заметными, постепенно превращаясь в каллиграфические «описи».

Предложенная датировка подкрепляется и данными палеографии. [В начертаниях букв много архаизмов: горизонтальное накрытие в «А», «Л», мягкие очертания «ω», «Н» с косой перекладиной, расположенной довольно низко; треугольные, не набухшие петли «Б», «Ь», «Ъ». Эти особенности могли бы даже встретиться в ХШ в., но иные признаки надписи свидетельствуют о XIV в.: отогнутые концы у «а», «Е» со слегка волнообразными кончиками (это заметно в надписи на свитке), «Р» с четырехугольной острой петлей, чуть заостренные очертания «О».] Совершенно тождественная надпись имеется на иконе Петра из краснофонного лихачевского чина, который В. И. Лазарев относит к 50 — 60-м годам XIV в. [В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода, стр. 92. Воспр.: М. Аlраtоv — N. Вrunоv. Geschichte der ailtrussischen Kunst. Augsburg, 1932, Tafelband, АЬЬ. 192.]

Таким образом, икона из Вегоруксы является памятником важной эпохи новгородского искусства. Она заполняет одно из утраченных звеньев новгородской иконописи и наряду с немногими произведениями других видов искусства помогает представить процессы, происходившие тогда в новгородской художественной культуре. [ В. Н. Лазарев. Роспись Сковородского монастыря в Новгороде. Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. М.— Л., 1948, стр. 77-101; его же. Васильевские врата 1336 г.— СА, т. ХVIII, 1953, стр. 440 — 442.]



Читайте далее: Икона «Апостол Петр». Происхождение. XIV век

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Икона «Апостол Петр». XIV век  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва