Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

Четырнадцатый век. Икона «Илья» из деревни Пяльма

Краснофонная поясная икона Ильи из д. Пяльма (рис. 2 и 3) написана позднее, чем икона Петра.[ ГРМ, б/№. Деревня Пяльма — на восточном берегу Онежского озера, неподалеку от древнего Челмужского погоста.] По монументальности силуэта, крупным чертам лица, живописному приему изображения с искусным использованием красочной лепки объема, по колоритическим особенностям (в частности, по лиловато-коричневому оттенку плаща, характерному для ранних новгородских икон и исчезающему в произведениях сложившегося XV в.) она примыкает к новгородским памятникам рубежа XIV и XV в. Датировка подтверждается и ее иконографическим сходством с двумя одноименными иконами той же поры — из собрания Остроухова и из с. Ракулы. [В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. I табл. 53 и 54.]

Икона «Илья Пророк» из деревни Пяльма
Икона «Илья Пророк» из деревни Пяльма
Дерево, темпера. 53 × 35 см Карельский музей изобразительных искусств, Петрозаводск

Икона из Пяльмы выглядит несколько старше, чем две другие иконы Ильи: силуэт плеч мощнее, одежды отличаются свободой трактовки. Это может служить основанием для ее датировки не рубежом XIV и ХV в., а концом XIV в., хотя и без полной уверенности.

Как известно, в силу особой популярности культа Ильи-«громовержца» его изображения были широко распространены в искусстве Новгорода, отмеченном демократическими чертами, и в памятниках северных провинций. В северных произведениях изображение Ильи встречается особенно часто. Там любили писать его «огненное восхождение», Илью включали в состав «Деисуса», его фигура непременна почти во всех северных иконах «избранных святых» независимо от того, написаны ли они в Обонежье, на Двине или в менее связанном с Новгородом Вологодском крае.

Решить вопрос о принадлежности иконы новгородскому или местному северному мастеру можно лишь на основании стилистического анализа. Новгородской иконописи конца XIV — начала XV в. свойственно многообразие течений, обилие индивидуальных «почерков». Одни иконы отличаются известной утонченностью (например, «четырехчастная» из Георгиевской церкви в Новгороде) [В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода, табл. 94 — 96.], в других — явственнее проступают простонародные черты. [Ю. Н. Дмитриев. Путеводитель. Государственный Русский музей. Древнерусское искусство. М.— Л., 1940, стр. 23 — 24.]

К таким памятникам можно отнести «Илью» из собрания Остроухова (ГТГ), иконы «Богоматерь, Спас, Степан и Никола», «Никола, Илья, Параскева и Власий», «Богоматерь и Власий», медальон от выносного креста с изображениями Предтечи и Георгия (все в ГРМ), «Илья, Никола и Анастасия» (ГТГ) . Здесь проще лица, резче краски, скупее цветовая палитра. Вместо золотых преобладают киноварные фоны, придающие этим вещам особую декоративность. [В. Н. Лазарев. Ук. соч., стр. 93 — 94, табл. 86-б, 89-а, б.]

Икона из Пяльмы наиболее близка именно к этой группе памятников. Однако при общем сходстве мы не найдем здесь темпераментности и смелости одноименной остроуховской иконы с ее стремительным, острым и резким рисунком. Мастер пяльмского «Ильи» склонен к более плавным круглящимся линиям. Общий силуэт фигуры более грузен, лицо шире и скуластее; рука, держащая свиток, крупнее и грубее по рисунку. В итоге создается совсем иной художественный образ, более мягкий и сдержанный и вместе с тем несколько простоватый.

Эти различия во многом объясняются индивидуальными особенностями каждого мастера. Однако в пяльмской иконе бросается в глаза и необычная живописная манера, особенно в изображении лица. Здесь нет и следа той беглой уверенности приемов, быстрых очерков, безупречно выработанной схемы, которая налагает печать сходства на лица новгородских персонажей этого времени. В пяльмской иконе все не так определенно и четко, живопись сложнее и мягче. Мастер использует совсем иные, чем у новгородцев, более холодные оттенки красок, накладывает их очень тонким, просвечивающим слоем, так что Зеленоватые тени словно перетекают и переливаются в неяркую охру высветлений; даже белила, у новгородцев всегда плотные и корпусные, здесь выглядят жидкими и прозрачными. В полном соответствии с нежной плавностью живописи находятся и вьющиеся, протяженные линии рисунка. Художник пишет более уплощенно, чем новгородцы, избегает сильных контрастов света и тени, не стремится к новгородской остроте и редкости характеристики.

Пяльмскую икону выделяют и чисто технические признаки: ее доска грубо тесаная и шероховатая, грунт нанесен неровно.

При небольшом числе сохранившихся ранних северных памятников трудно утверждать категорически, имеем ли мы дело с произведением очень своеобразного, обладающего яркой индивидуальностью новгородского мастера или с созданием северного художника. Данная икона написана значительно более уверенной опытной рукой, чем «Петр» из Вегоруксы, где сама неискусность исполнения указывала на провинциальность иконописца. Однако трактовка образа Ильи, превратившегося в простодушного, скуластого и косматого старика, свидетельствует о связи мастера с весьма простонародной художественной средой. А свойственная более поздним северным памятникам известная плоскостность изображения лица, жидкие краски, грубо обработанная доска позволяют предположить, что икона принадлежит местному мастеру.

По существу Илья на карельском памятнике ближе к изображению на иконе из двинского села Ракулы, чем к новгородскому остроуховскому. Между тем, ракульская икона также, вероятно, создана на Севере, судя по примитивной форме руки, тонкому красочному слою и характерному для северных произведений рыжеватому оттенку киновари. Пяльмская икона могла быть написана, например, в поддерживавшем тесные культурные связи с Новгородом Палеостровском или Муромском монастырях, неподалеку от которых она была найдена.



Читайте далее: Икона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV век

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Икона «Илья» из деревни Пяльма. XIV век  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва