Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

Четырнадцатый век. Культура Подвинья

В ранних двинских памятниках — «Введении во храм» начала XIV в. из Kривого, «Сошествии во ад» XIV в. из Михаило-Архангельского монастыря [ГИМ. В каталоге IV Выставки «Реставрация и консервация произведений искусства» (М., 1963, стр. 11) датирована концом ХШ в.] средник сильно напоминает более раннюю икону из с. Павлова близ Ростова [В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода, стр. 92, 94.], «Илье» из Ракул весьма Заметны новгородские черты. Не случайно В. Н. Лаварев отнес «Введение» и «Илью» к новгородской школе. [В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода, табл. 85-а. Введенская церковь была в Княжострове, недалеко от Кривого. Возможно, эта икона храмовая.] Но, как и в живописи Обонежья, традиции новгородского искусства подверглись в них сильной местной переработке. Двинские памятники также не составляют единой стилистической группы, но они перекликаются между собой, представляя северный вариант, северную ветвь новгородского искусства. Между этими памятниками Двинской Земли и иконами Обонежья XIV в. еще трудно провести четкую грань.

Однако в целом культура Подвинья уже в XIV в. представляла более сложное явление, чем культура Обонежья. Существует группа двинских икон, исполненных местными художниками, но связанных не с новгородской, а со среднерусской художественной традицией. В житийной иконе XIV в. из с. Уйма.[ ГТГ. В. И. Ан тонова, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. I, № 304.] Деисусный чин из погоста Вазенцы на Онеге также имеет не новгородскую основу, а является очень примитивной и огрубленной репликой какого-то иного (ростовского?) оригинала. [Гос. Эрмитаж. Воспр. иконы «Спаса»: А. Концова. Беломорская и северодвинская экспедиции, стр. 74.]

Среднерусское культурное влияние на Двине объясняется историческими условиями развития области. Подвинье в XIV в. было ареной борьбы между «низовской» Русью и Новгородом. Ростов, а затем Москва издавна претендовали на богатства Двинской земли. О ростовском культурном влиянии документы умалчивают, но зато они рисуют яркую картину успешного соперничества Москвы с Новгородом в области искусства. Московские вклады уже в XIV в. не уступали новгородским. [Роскошная рукопись Сийского евангелия 1339 г. вложена «на Двину к святой Бог родице», т. е. либо в простую деревенскую погостскую церковь (известна. например, Введенская церковь в Княжострове), либо, как считал Г. К. Бугославский, небогатый Успенский Лявленский монастырь, построенный местными крестьянам «себе и своим детям и внучатом на постританье и на поминок». В с. Немнюга в Пинеге была послана икона Одигитрии, исполненная, как сообщала надпись на ней в Москве при Димитрии Донском в 1366 г. (А. А. Шахматов. Исследование Двинских грамот ХV века..., стр. 43 — 44; Г. Бугославский. Рукописное пергаменное евангелие апракос Антониева Сийского монастыря 1339 года.— «Архангельские епархиальные ведомости», 1902, часть неофициальная, стр. 854 — 85;
«Сборник грамот Коллегии Экономии», т. II Л., 1929, стр. 35; т. I Л., 1928, № 276; «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии вып. II. Архангельск, 1895, стр. 261).
Есть основания предполагать, что и в пределах «новгородской» групп в искусстве Подвинья существовали различные направления, одни из которых активно утверждали местные принципы, а другие были более близки к но городской живописи. Если в «Илье» из Ракул лишь отдельные элементы говорят о северном происхождении иконы, то во «Введении» из Кривого местные черты выступают с большой четкостью и как бы противопоставилены новгородским приемам. Это сказывается, в частности, в колорите, где преобладают нетипичные для Новгорода бледно-зеленый и густо-синий оттенки (позднее они часто встречаются в двинских иконах). В произведении ощущается не только индивидуальная одаренность мастера, но и определенная традиция. К началу XIV в.— времени написания «Введения» — двинские мастера уже должны были иметь известный художественный опыт. Судя по этой иконе, на Двине местное искусство формировалось быстрее и активне чем в Обонежье. В обонежских памятниках северные черты проявляются более робко.

Быть может, не случайно в Обонежье не найдено произведений ХIII и раннего XIV в., а на Двине такие памятники обнаружены. Двинская земля, несмотря на удаленность от Новгорода, была гуще населена, более развита экономически и настолько самостоятельна, что даже пыталась в XIV веке получить политическую независимость от Новгорода.

Наблюдения над живописью тех северных областей, которые входил в сферу новгородского культурного влияния, существенны не только для и тории «северных писем», но и для понимания некоторых вопросов развития искусства всей обширной новгородской школы XIV в. Можно констатировать что в XIV в. уже происходит процесс «областной» дифференциации новгородского искусства. Новгородские приемы перерабатываются на Севере в соответствии с местными художественными представлениями. Не исключено, что подобная модификация новгородских традиций могла протекать и в более близких к Новгороду центрах типа Ладоги, Русы, Порхова, Копорья.[ Н. Г. Порфиридов. Выдающийся памятник древнерусской живописи.— «Искусство», 1959, № 2, стр. 69] К сожалению, облик этих центров остается пока невыясненным. Возможно, что разнообразие манер и направлений, наблюдающееся в памятниках новгородского круга, точное происхождение которых неизвестно, объясняется принадлежностью некоторых произведений провинциальным мастерам.



Читайте далее: Живопись Обонежья в XV веке

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Культура Подвинья. XIV век  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва