Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

Четырнадцатый век. Особенности живописи северных областей

В XIV в. формируются местные особенности живописи не только Обонежья, но и других северных областей. Северные иконы XIV в. немногочисленны и разрозненны, поэтому об облике отдельных северных «писем» можно судить лишь предположительно.

Вологодская живопись уже в XIV в. предстает ясно очерченной рад видностью «северных писем». [«Богоматерь Смоленская» иp собрания Рябушинского в ГТГ, «Никола в житии» второй половины XIV в.' из Каргача ы ГТГ (В. И, Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. I, № 301 и 302, табл. 236 — 237); «Богоматерь на престоле» с предстоящими Николой и Климентом конца XIV — начала XV в. из ц. Гавриила в Вологде, Вологодский музей (воспр.: Е. И. Овчинникова. Новый памятник станковой живописи XV века круга Рублева.— Сб. «Древнерусское искусство XV — начала XVI вв М., 1963, стр. 109). О всех трех иконах см. В. Н. Лаз арев. Искусство Новгорода, стр. 95, 124, 125. Икону «Богоматери на престоле» В. Н. Лазарев датирует XV в. Особое место среди ранних вологодских памятников занимает икона «Умиления» из. с. Кубанское, требующая специального исследования (Вологодский музей. Воспр.: С. Ямщиков. Древнерусская живопись. Новые открытия. М., 1965, табл. 9).]

В отличие от других районов Севера, в том числе и Обонежья, где живопись развивается преимущественно в рамках новгородской школы, вологодское искусство, судя по сохранившимся памятникам, уже в этот период выступает как самостоятельное, хотя и довольно примитивное художественное явление.

С искусством Подвинья живопись Обонежья имела больше общего, чем Вологдой. Внепятинное владение Новгорода, Двинская Земля, входила орбиту влияния новгородской культуры. Проводниками этого влияния, несомненно, были монастыри, основанные здесь в XIV — XV вв. новгородцами – Михаило-Архангельский и Николо-Карельский. [О времени и обстоятельствах их основания см; А. А. Шахматов. Исследование о Двинских грамотах XV в. СПб., 1903, стр. 40 — 42.] Но и до их основания Новгород в изобилии посылал на Двину свою художественную продукцию. Даже во фрагментарно сохранившемся рукописном наследии этого края известей ряд рукописей, изготовленных в Новгороде специально для двинских монастырей и церквей.

[Пролог 1229 г., написанный михайловским дьяком Давыдом «за волок в Шенкурье». Был в собрании Баузе, погиб в пожаре 1812 г. «Архангельские епархиальные ведомости», 1909, часть неофициальная, стр. 422; А. И. Андреев, С. Ф. Платонов. Новгородская,колонизация Севера.—.«Очерки по истории колонизации Севера» вып. 1, Пг., 1922, стр. 33.; Паремейник 1271 г., написанный в Новгороде «попом святого Димитрия» Олуферием с сыном Захарией для Борисоглебской церкви в Матигорах. ГПБ, Q. n. I. 13 Е. Р. Гранстрем. Описание русских и славянских пергаменных рукописей. стр. 23. Октоих XIV в., написанный в Видогощенском монастыре дьяком Стефаном для Воскресенской церкви в Ракуле. ГПБ, Соф. 124. Е. Р. Гранстрем., Ук. соч. стр. 49 — 50. Евангелие апракос, XV. в. (7), написанное для Михаило-Архангельского монастыря. ГПБ, Соф. 8. К. Р. Гранстрем. Ук. соч., стр. 46; Рукопись относится, по-видимому, к началу XV в., так как вложена в монастырь при игумене Акакии (см. запись на л. 155); он был четвертым или пятым игуменом по счету, а сам монастырь основан не ранее 1388 г. См. А. А. Шахматов. Исследование о Двинских грамотах XV века, стр. 40). Упоминающийся в записи Григорий Серин отождес; является А. А. Шахматовым с крестьянином Григорием Серицыным, также жившим в ХVв. (И. М. Сибирцев, А. А. Шахматов. Еще несколько двинских грамот XV века. СПб., 1909, стр. 22). Полный текст Записи см.: И. И. Срезневский. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. СПб., 1867, № ХХ, стр. 92.]

Бытовали здесь и новгородские иконы. [Краснофонные царские врата ХШ в. иа с. Кривое в ГТГ (В. Н. Л азарев. Искусство Новгорода, табл. 33). В Подвинье в отличие от других районов Севера обнаружено несколько псковских икон. По-видимому, они попали туда черев Новгород: житийный Никола XIV в. иа Матигор (Гос. Эрмитаж. Воспр. клейма: А. Косцова. Беломорская и северодвинская экспедиции.— «Сообщения Гос. Эрмитажа», вып. XVII. Л., 1960, стр. 76); «Богоматерь Мирожская, Никола и Георгий» XV. в. из с. Ракулы (ГТГ. В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. I, № 154).



Читайте далее: Культура Подвинья. XIV век

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Особенности живописи северных областей. XIV век  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва