Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

XV век. Выносная икона «Николы» из Пирозеро

 Выносная икона «Николы» из Пирозеро
Выносная икона «Николы» из Пирозеро
XV век
Государственный Русский музей

Самый консервативный и самый сложный для атрибуции и датировке памятник — выносная икона Николы из д. Пирозеро [ГРМ, инв. 2090. Деревня Пирозеро — на р. Капше в «Нагорном» Обонежье, севернее Тихвин]. Здесь многое осталось от предшествующего столетия — мощные пропорции, рисунок cкладок одежды, в которых чувствуются мягкие изгибы тяжелой ткани, и особенно изображение лица — сосредоточенный взгляд сощуренных глаз, нахмуренные и резко приподнятые к вискам брови, острые косые штрихи белильных бликов на щеках, акцентирующие напряженность взгляда.

Ощущение древности создается и общей тяжеловесностью, грузными очертаниями торса, форм, коротких негибких пальцев, (как у «Евана»), крупными крестами омофора, толстыми буквами надписи. Старые традиции прослеживаются и в удлиненной форме головы, объемной передаче евангелия;. палеографии надписи. Цвет пробелов — голубовато-бирюзовый, имеет аналогии лишь в иконах XIV в. (а среди более поздних — только в архаизирующих памятниках). Не случайно В. Н. Лазарев сопоставил икону с фресками второй половины XIV в. [В. Н. Лазаарев. Росписи Сковородского монастыря в Новгороде.— «Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР». М.— Л., 1948, стр. 90-91.]

Архаические черты иконы — причина разноречивости в ее датировках. [В. Н. Лазарев в «Искусстве Новгорода» относил ее к концу XIV в., но в другой работе сближал ее с одной из манер в росписях Сковородского монастыря. Н. Г. Порфиридов датировал ее XIV в., без уточнения, как Н. А. Демина (устная консультация); Н. Е. Мнева — концом XIV — началом XV в. (устная консультация); В. К. Лаурина — ХV в. (В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода, стр. 95; его же. Росписи Сковородского монастыря в Новгороде, стр. 90 — 91; Н. Г. Порфиридов. О путях развития художественных образов в древнерусском искусстве.— ТОДРЛ, т. XVI. М.— Л., 1960, рис. 3; В. К. Лаурина. Станковая живопись Новгорода Великого, стр. 170 — 171).]

Однако многое заставляет усомниться в принадлежности памятника к XIV в. Древние формы кажутся здесь застывшими, словно они повторены в более позднюю пору. Все стало резче и определеннее, исчезла сложность и мягкость живописной лепки, всегда присутствующая даже в провинциальных иконах XIV в. Белильные блики — сухие и тонкие, в изображении глав уже есть мелочность и дробность, тени на лице сделаны плотными оливковыми вместо принятых в XIV в. красноватых. Поэтому было бы правильнее рассматривать икону как памятник XV в., хотя эта датировка остается лишь предположением.

Икона настолько индивидуальна, что и в кругу произведений XV в. занимает обособленное положение. «Никола» — единственная известная в настоящее время икона, происходящая из района Ояти, где значительную часть населения до сих пор составляют вепсы. Возможно, что необычность произведения объясняется какими-то особенностями собственно вепсской художественной культуры, от которой почти не сохранилось средневековых памятников.

Своеобравие пирозерского «Николы» не только в архаических чертах. Даже среди новгородских произведений XIV в. с их грубоватой силой нет памятников столь простонародных по. образному строю. Резкие линейные очерки, угловатый рисунок, тяжелые пропорции и особенно .характеристика лица, земного и бесхитростного, несмотря на насупленность, сообщают иконе какой-то «мужицкий» облик. «Это святой, близкий по уровню и даже по внешнему облику к крестьянину... может быть сам из крестьян, лишь одетый в епископскую одежду» [" Н. Г. Пор ф ир и дов. О путях развития художественных образов..., стр. 42.
Икона имеет некоторое сходство с отдельными памятниками Пскова, искусство которого в XV в. тоже прочно хранило приемы живописи предшествующего столетия. Лицо Николы несколько. напоминает нахмуренные, мрачные лики псковского «Деисуса» (В. И. Антонова, Н. Е. Мнев а. Каталог..., т. I, № 151, илл. 104 — 106), а также лицо в среднике житийной иконы из Мелетова (там же, № 156, илл. 109). Здесь сходны асимметричный рисунок бровей, поднятых к вискам, подчеркнутая резким бликом переносица, длинный нос с утолщением на конце, нависающий над верхней губой. Эти совпадения, подкрепляющие нашу датировку пирозерской иконы ХЧ в., позволяют предположить, что мастер видел какие-то псковские памятники. Проводя данную аналогию, мы далеки от мысли отнести пирозерскую икону к псковской школе. Эта северная икона, с одной стороны, значительно более примитивна. С другой стороны, названные псковские произведения, в которых уже появилась холодноватость и сглаженность, уступают северной иконе в силе и остроте характеристики.]



Читайте далее: Икона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV век

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Выносная икона «Николы» из Пирозеро. XV век  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва