Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

XV век. Икона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы

Икона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы
Икона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы
Конец XV (начало XVI ?) века Государственный Русский музей

Самый необычный и противоречивый ив всех памятников — белофонная икона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. [ГРМ, инв. 2900] Как и в предыдущем «Николе», в ней отчетливо сказались черты эпохи. Здесь и удлиненность пропорций, и цельность силуэта, и плавность линий, и особая легкость изображения, графического и плоскостного. Возможно, что икона относится уже к началу XVI в. Но элементы нового сочетаются в ней с глубоко архаическими признаками. Тип лица с широко раскрытыми миндалевидными гладами и округлыми подглазными впадинами напоминает лица святых ХV в. Показательна и такая деталь, как горизонтальный штрих у наружного угла глаза, передающий ресницы и столь частый в домонгольской живописи.

Необычен для XV в. и иконографический тип. В новгородских иконах этой поры господствует тот вариант «Знамения», где младенец изображается без медальона. [В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода, табл. 86-б, 106-6; В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. I, № 29, 34, 134, илл. 48, 52; краснофонный складень с Николой и Власием, ГИМ; средник новгородского краснофонного складня из Вегоруксы, ГРМ, инв. 2901, иконы «Избранных святых» в ГРМ, инв. 2061 и 1225; изображения «чудотворной» иконы на всех трех «Осадах Новгорода суздальцами».] «Знамение» же с медальоном, широко распространенное в домонгольскую пору, теперь становится очень редкими. [Это наблюдение подтверждается и данными мелкой пластики. Старые изводы в ней сохраняются прочнее, но и здесь в XV — XVI вв. тип «Знамения» с медальоном крайне редок. Как указывает Т. В. Николаева, древнерусские мастера различали оба эти варианта, применяя к ним равные названия: с медальоном — «Знамение», а без медальона — «Воплощение». (Т. В. Николаева. Произведения мелкой пластики ХIII — ХVIII вв. в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960, стр. 153, 159).
Правда, в позднем новгородском искусстве встречается «Знамение» с медальоном — на лицевой стороне «чудотворной» двусторонней иконы ив Знаменского собора (воспр.: К. Оnаsch. Ikonen. Berlin, 1961, S. 352). Живопись ее относится к XVI в. Но это исключение не опровергает нашего наблюдения: изображение может повторять утраченную живопись XII в.
Изменение иконографического типа «Знамения» (преобладание изображений без медальона) в византийском искусстве отмечает и Н. П. Кондаков (Н. П. Кондаков. Иконография Богоматери, т. II. Пг., 1915, стр. 110, 121). Причины этого изменения нам неясны.]

Между тем в живописи Обонежья такой тип «Знамения» хорошо известен в XVI в. и сохраняется даже в XVII — XVIII вв. [Иконы КМИИ из деревень Есино и Мижостров, КМИИ, инв. И-483, И-254, икона из д. Маньга, ГРМ, инв. б/№. Писцовая книга 1628 — 29 гг. очень редко упоминает в заонежских церквах «Воплощение», гораздо чаще «Знамение» (т. е. изображение с медальоном.— «Олонепкие губернские ведомости», 1849, № 2 и 3; 1$50, № 42).] Быть может, икона из Вегоруксы – далекая реплика очень раннего новгородского оригинала, память о котором долго сохранялась на Севере.

Икона исполнена весьма упрощенными приемами. Мастер полностью отказался от красочной лепки. Изображение напоминает контурный раскрашенный рисунок. Лишь незначительные санкирные тени на лице создают некоторую объемность. Такой изобразительных прием станет в XVI в. характерным для обонежской живописи.



Читайте далее: Икона «Никола» из Пяльмы. XV век

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Икона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV век  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва