Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

Икона «Святой Климент», конец XV в.

В других местных памятниках уже исчезает насыщенность и сила цвета. Колорит оказался наиболее изменчивым, подвижным элементом обонежского искусства. Самой же консервативной стороной были приемы письма ликов. Здесь устойчиво держались старые традиции. Энергичные блики, глубокие тени, резко скошенные глаза придают лицам святых взволнованное тревожное выражение. Поэтому многие иконы конца XV — XVI в. сохраняют архаическую для этого времени эмоциональную напряженность образа. Так трактованы лица и в кижском «Покрове», и в «Страшном суде», и в трехрядной иконе ив Типиниц. Это заметно и в поясной иконе Климента, самого конца XV в., из собрания Н. П. Лихачева.

Икона «Святой Климент»
Икона «Святой Климент»
Государственный Русский музей

[ГРМ инв. 109. Точное происхождение иконы, как и других памятников из собрания Н. П. Лихачева, остается неизвестным. Мы относим ее к Обонежью на основании стилистических признаков. Культ Климента был очень распространен в северных областях. Там ему посвящено много храмов (А. А. Савич. Соловецкая вотчина ХV — ХVI вв Пермь, 1927, стр. 31).

Ранние примеры его изображений в северных иконах: «Богоматерь на престоле с Николой и Климентом» конца XIV — начала ХЧ в. в Вологодском музее (воспр.: Е. С. Овчинник о в а. Новый памятник станковой живописи ХЧ века круга Рублева.— Сб. «Древнерусское искусство XV.— начала XVI веков».М., 1963, стр. 109); вологодская икона «Богоматерь Игоревская» с избранными: святыми XV в. в ГРМ (воспр.: В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода, табл. 126-а). «Георгий, Климент и Мина» конца XV— начала XVI в. в Берлинском музее (воспр.: Heinz Skrоbuchа. Meisterwerke der Ikonenmalerei. Recklinghausen,. 1961, Abb. XXXIV. Составитель альбома ошибочно датирует икону концом XIV в.).

Интересна краснофонная икона с поясным изображением Климента (провинциального происхождения?) в частном собрании в Стокгольме (Н. K j e l li n. Ук. соч., табл. XLI) с примечательной надписью: «Клименты о агиосъ въликы епискуп».

О культе Климента см. В. Н. Лазарев. Мозаики Софии Киевской. М., 1960, стр. 34 — 35 (с подробной библиографией). Почитание Климента было, очевидно, занесено на Север ив Новгорода. Но причины его необычайной популярности на Севере нам не ясны. Память Климента празднуется 25 ноября. Каких-либо связей с сельскохозяйственным календарем обнаружить не удается.]

Новая трактовка удлиненного силуэта со скошенными плечами, нежный колорит (сочетание бледно-зеленой одежды с золотом фона), мелкий узор на евангелии сосуществует здесь. со старым приемом изображения лика, скуластого и низколобого, с большими. пятнами ярко-розовой охры на щеках и острыми черными точками зрачков.



Читайте далее: Икона «Деисус» из д. Есино. XVI век

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Икона «Святой Климент». XV век  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва