Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

Икона «Преображение» из д. Суйсари

В обонежских иконах раннего XVI в. значительную роль играет психологическая характеристика персонажей. Однако постепенно на первый план выступают декоративные, орнаментальные тенденции. Уже в иконе Власия присутствует элемент «узорочности». Пробела на его одежде составляют сложный геометрический орнамент. Превратившись в сетку линий, они вместо передачи объема, напротив, придают фигуре плоскостность. Этот момент заметен и в есинском «Николе». В нем ощущается увлечение миниатюрной и дробной разделкой. Тонкие параллельные штрихи «движек» на лице и волосах трактованы как каллиграфический и мелочный узор.

Икона «Преображение» из д.Суйсарь
Икона «Преображение» из д.Суйсарь
XVI в.
Карельский музей изобразительных искусств

С особой силой проявляется это в «Преображении» из д. Суйсарь. [КМИИ, инв. И-З1. По композиционной схеме суйсарская икона близка к таким поздненовгородским памятникам, как двусторонняя икона конца ХЧ — начала XVI в. в собрании П. Д. Корина. Здесь «Преображение» вписано тоже не в удлиненную, как обычно, а в квадратную доску. (Воспр.: К. On аsc h. Ikonen. Berlin, 1961, Tar. 49).]

Очертания горок, блики на мелких уступах, описи фигур, контуры складок, белые «движки» на них, гибкие стебли травинок превратились здесь в тонкий линейный орнамент. Он образует затейливое кружево, оплетая все изображение. Нежные холодные оттенки красок — бледно-пеленой, жемчужно-серой, светло-малиновой — подчеркивают ювелирное изящество этой миниатюрной по размеру иконы.

Снижение психологической выразительности, измельченность форм, любовь к украшенности наблюдаются в это время и в искусстве других русских областей. [В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода, стр. 122 — 123. Н. Е. Мнева. Московская живопись XVI века.— «История русского искусства», т. Ш. М., 1955, стр. 570 — 572. ]



Читайте далее: Живопись Обонежья второй половины XVI века

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Икона «Преображение» из д. Суйсари. XVI век  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2016.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва