История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | Э. С. Смирнова. Живопись ОбонежьяЧетырнадцатый век. Икона Николы и Филиппа из ТелятниковаИкона Николы и Филиппа из Телятникова восходит к иной линии в новгородском искусстве и потому во многом отличается от обоих предыдущих памятников. [ ГТГ, инв. 024078. Своеобравная форма доски (три полукруглых выемки справа) показывает, что икона находилась в правой части иконостаса у стены; для бревен стены и были сделаны выемки. Самый крупный вырез вверху предназначался, вероятно, для бревна, сильно выступавшего ид стены и поддерживавшего тябло верхнего — «деисусного» яруса иконостаса. Тем самым мы предполагаем, что икона находилась нижнем, «местном», ряду. Хотя коричневая опушь вокруг всей иконы — поздняя (под ней на верхнем поле видна киноварная полоса), но выемки были сделаны до написания иконы. Это доказывается тем, как искусно вписаны обе фигуры в оставшиеся для изображения участки.
Сохранившиеся надписи (черная у Николы и белильная у филиппа) относятся к XVI в. По сторонам нимба Николы видны остатки первоначальной надписи, исполненной черной краской. Деревня Телятниково находится близ Кижей. Существующее небольшое клетское здание Ильинской часовни относится, по-видимому, к XIX в. (см. Lars Рetterssоn. Ук. соч., стр. 337). Необычная иконографическая особенность — крупная фигура Николы и небольшая Филиппа, причем каждая в отдельном обрамлении,— может быть объяснена лишь тем, что Филипп был патроном заказчика. Изображения патронов заказчика, включенные в общую композицию,— не редкость в новгородском искусстве. [Маленькие фигурки Георгия и Власия рядом с Еваном; Симон рядом с евангелистом Иоанном в Евангелии 1270 г. (О. С. Попова. Новгородская рукопись 1270 г Миниатюры и орнамент.— «Записки Отдела рукописей Гос. библиотеки СССР' им. В. И. Ленина», вып. 25. М., 1962, стр. 195); Софония, Никола, Лукьян и Лукерья в Боровичском кресте рубежа XIII и XIV вв. в ГРМ (Н. Г. Порфиридов. Малоизвестный памятник древнерусской скульптуры. Каменный крест из Боровичей.— Сб. «Древнерусское искусство XV — начала XVI веков». М., 1963, стр. 186, 190, 191); Федор Тирон в «Благовещении» второй половины XIV в. в Новгородском музее, воспр.: К. Оnasch. Ikonen. Berlin, 1961, Аbb. 23); юный апостол (Фома?) в иконе ГТГ конца XIV в. «Отечество» (воспр.: В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. I, № 25, табл. 46 и 47). ] Икона не относится к типу «избранных святых», так как Никола в этих случаях никогда не изображался «Зарайским» (с разведенными руками). Кроме того, апостол Филипп не входил в традиционный круг излюбленных в Новгороде и Новгородской Земле «избранных святых». Икону обычно датировали серединой XIV в.[ Н. Е. Мнева, В. К. Лаурина, О. С. Попова датировали ее серединой XIV в. (В. И. А нтонова, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. I, № 17, рис. 39. Раздел принадлежит Н. Е. Мневой; В. К. Лаурина. Станковая живопись Новгорода Великого..., стр. 125; О. С. Попова. Ук. соч., стр. 195), В. И. Антонова несколько ранее относила ее к ХШ — XIV вв. (В. И. Антонова. Московская икона начала XIV. в. из Киева и «Повесть о Николе Зарайском».— ТОДРЛ, т. ХIII. М.=Л., 1957, стр. 385).] В ней действительно много черт, связывающих ее с искусством XIV в.: довольно крупные голову удлиненный абрис лика Николы и розовый телесный оттенок охры лиц красноватыми тенями на них. Однако в ней есть и приметы более позднего времени: разреженная композиция (соотношение фигур и фона), непропорционально широкие торцовые поля, некоторая измельченность приемов (белильные мазки на лице Николы суховаты и нитевидны). Рука Филиппа, беглым рисунком изогнутых пальцев очень сходна с руками Глеба в иконе «Борис и Глеб» из собрания Морозова (ГТГ) рубежа XIV и XV в. [В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. I, № ЗЗ, рис. 42.] Учитывая консервативность северного искусства, представляется более правильным отнести памятник к рубежу XIV и XV в. [В пользу XIV в. мог бы свидетельствовать такой технический признак, как черная рамка по лузге, характерный для очень ранних новгородских икон. Но в провинциальных памятниках он встречается и позднее (краснофонная икона Николы из Вегоруксы в ГРМ).] Крепкие, прочно стоящие фигуры, суровые лица, крупные конечности, резкое противопоставление цвета белых одежд Николы и киновари фона – все это сближает икону с «народной» линией в новгородской иконописи. «Никола и Филипп» продолжает то направление в новгородском искусстве, которое в ХIII в. было представлено «Еваном, Георгием и Власием». Северную икону по существу мало затронули новые веяния, возникшие в новгородской живописи во второй половине XIV в. Ряд признаков заставляет приписать икону северному мастеру: особая застылость одеревенелых фигур, геометрическая схематичность драпировок. Особенно характерно в ртом отношении суровое и неподвижное лицо Николы с пронзительным взглядом и твердо сжатыми алыми губами и его нечеловечески огромные, примитивно нарисованные, как бы бескостные руки. В этой иконе есть что-то от «Никол» в народной деревянной скульптуре. Сходство усиливается и тем, что главная фигура словно стоит в киоте, а изображение Филиппа кажется написанным на створке. Архаическая суровость своеобразно сочетается здесь с мягкостью и интимностью — качествами, хорошо известными в более поздней северной живописи. В облике юного босоногого Филиппа много наивности и простодушия. Разделка деталей одежды Николы (палица, епитрахиль, поручи, евангелие)— неяркая желтая охра, черные контуры и некрупные красные камни — вызывает в памяти скромный колорит северных росписей по дереву. Ощущение камерности возникает и благодаря вольной асимметрии общей композиции, неправильным очертаниям доски, ее небольшим размером и грубоватой, типично северной фактуре. «Николу и Филиппа» легко представить себе в небольшом уютном интерьере северной деревянной часовни. Таким образом, обонежские иконы XIV в. стилистически неоднородны. Но по сравнению с собственно новгородскими местные памятники выделяются известной упрощенностью приемов, бесхитростностью персонажей, скупостью и простотой цветовой гаммы. Читайте далее: Особенности живописи северных областей. XIV век
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |