История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | Э. С. Смирнова. Живопись ОбонежьяXV век. Икона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги
Большинство обонежских икон этого времени несет на себе ясный отпечаток стиля XV в., однако занимает особое положение в кругу памятников новгородской школы. Предельно простые, но довольно плотные композиции беглые линейные очерки, размашистые блики, крупные и контрастные цветовые пятна придают этим вещам особую сочность и декоративность. В иконах с «избранными святыми», популярных здесь едва ли не болыпе, чем в самом Новгороде, изображены крепкие, плечистые фигурки. Их угловатые силуэты, не имеющие свойственной новгородскому искусству этого времени цельности и стройности, выглядят остро выразительными. Красочность одежд подчеркнута яркими фонами — киноварными или охряно-желтыми. Цвет фонов в этих иконах вообще гораздо более активный и насыщенный, чем в новгородской иконописи, где теперь преобладают фоны золотые или оттенка светлой разделенной охры. Массивные фигуры, нахмуренные суровые лики святых порою заставляют вспомнить персонажей предшествующего столетия. В северной живописи вообще долго живут отголоски стиля XIV в. Очевидно, это объясняется и известной Замедленностью стилистического развития северной иконописи, и тем, что простота и суровая мужественность искусства XIV в. как-то соответствовали местным вкусам, нашли глубокий отклик и снискали прочную привязанность местных художников. Но в памятниках XV в. все стало более камерным и миниатюрным, потеряло прежнюю строгость и монументальность.
Все эти качества отчетливо сказываются в «Деисусе с избранными святыми» из Кондопоги, «Евстафии и Трифоне» и «Петре и Павле» из Пяльмы. Кондопожская икона написана в самом конце XV в.. или даже в начале ХVI в. [КМИИ, инв. И-478. В ее дробной композиции отразилась тенденция к некоторой измельченности форм, характерная для поздненовгородского искусства. Расположенные ярусами небольшие фигурки очень напоминают иконы-«святцы», в изобилии сохранившиеся от более позднего времени. Только здесь вместо святых и праздников, почитаемых в данном месяце, представлен как бы «пантеон» самых популярных на Севере персонажей. Святые в кондопожской иконе приземисты, неуклюжи, с крупными конечностями. Ноги широко расставлены, что создает впечатление особой прочности постановки фигур. Скошенные, исподлобья смотрящие глада, редкие пятна розоватой охры, подрумянки и белил придают их насупленным лицам выражение тревожной напряженности. Одежды падают тяжелыми, негибкими складками. Немногие, но редкие пробела трактованы бед обычной для новгородской живописи ритмичности. Крупные кривоватые буквы надписей под стать неуклюжим фигурам. Цветовая палитра предельно скупа: ярко-красные и густо-деленые одежды на плотном желтом фоне. Здесь совсем нет тех нежных смешанных и разделенных оттенков, которые так любили новгородские художники развитого XV в. Ее принадлежность местной, северной культуре выступает наиболее ярко при сравнении с написанными несколько ранее «Молящимися новгородцами» [Воспр.: В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода, табл. 110.]. Там фигуры изысканны и несколько манерны, пропорции их сильно удлинены, а ноги .едва касаются земли. Позы полны утрированной грации, падающие каскадами драпировки разработаны дробно и тщательно. Читайте далее: Колорит обонежских икон
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |