Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

XV век. Икона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы

 Икона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы
Икона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы
Конец XV века Карельский музей изобразительных искусств

Особого внимания заслуживает икона из Пяльмы с изображением Евстафия и Трифона [КМИИ, инв. И-316.] Святые представлены в одеждах мучеников-хитонах, поверх которых надеты подпоясанные, доходящие до колен рубахи. На плечи накинуты плащи. В левой руке по сосуду. Изображения каждого из них имеются в новгородском искусстве, хотя эти персонажи не относятся к числу самых популярных.

Фигура Евстафия помещена на относящихся к первой половине XII в. окладах икон Петра и Павла и «Корсунской Богоматери» ив Новгородской Софии [Н. Е. Мнева, В. В. Филатов. Икона Петра и Павла Новгородского Софийского собора.— «Ив истории русского и западноевропейского искусства». М., 1960, стр. 99]. Он представлен в доспехах, в пару с другим воином — Прокопием. По-видимому, его культ был популярен в высших социальных кругах Новгорода. «Остафии» и «Остафьевичи» встречаются среди новгородских посадников и бояр. Это имя в сочетании с титулом «протопроэдра» встречаем на ряде вислых свинцовых печатей XI—XII вв., происходящих из Новгорода. [Н. П. Лихачев. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики, вып. 1. Л., 1928, стр. 175; В. Л. Янин. Из истории русской художественной и политической жизни XII века.— СА, 1957, № 1, стр. 123 и сл.] Его изображения имеются и в памятниках новгородского круга ХVI в., но одежды уже не воинские, а мученические. [Икона «Евстафий» первой половины XVI в., ГРМ, инв. 991. Воспр.: Н. П. Лихачев. Материалы для истории русского иконописания, т. 1. СПб., 1906, рис. 295; поясная икона Евстафия XVI в., вывезенная Н. Н. Померанцевым из Каргопольского района (иp с. Лядины. Сейчас в Архангельском музее).] По-видимому, в этом отношении в иконографии Евстафия произошли те же изменения, что и в иконографии Георгия. [В. Н. Лазарев. Новый памятник станковой живописи XII в. и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве.— ВВ, т. VI. М., 1953, стр. 220-221.]

Изображение Трифона есть в новгородских Прологах второй половины XIV в.[ ГПБ, Погод. 59. Упом.: В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода, стр. 96; Е. 3. Гранстрем. Описание русских и славянских пергаменных рукописей. Л., 1953, стр. 57. Миниатюра с изображением Трифона, л. 280; ЦГАДА, ф. 381, тип. 162. Воспр.: А. И. Успенский. Очерки по истории русского искусства, т. 1. М., 1910, табл. XVIII.] и в ряде икон новгородской провинции, в том числе обонежских. [Икона конца ХV в, с изображением четырех избранных святых из Сойгинского погоста. ГРМ, инв. 1433; полуфигура Трифона на поле иконы Афанасия Александрийского с избранными святыми (XVI в., новгородская провинция, ГРМ, инв. 1204); фигура в рост в иконных святцах на февраль первой половины XVI в. иа собрания «северных писем» Ф. А. Каликина в Гос. Эрмитаже.] На основании поздних памятников, где Трифон представлен с птицей, Н. В. Малицкий полагал, что Трифона почитали на Руси главным образом как покровителя птиц. [Н. В. Малицкий. Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства.— ИГАИМК, т. XI, вып. 10. Л., 1932, стр. 17 — 19.]

В иконе из Пяльмы есть ряд отличий от традиционной иконографии Евстафия и Трифона. Прежде всего не совсем ясно, почему они объединены в одной иконе. Нам известен лишь один памятник, где Трифон представлен вместе с Евстафием — на полях иконы Георгия конца XV — начала XVI в., написанной, судя по стилю, в пределах новгородской провинции. [ГРМ, инв. 1410. Поступила в ГРМ в 1938 г. Происхождение неизвестно.]

Возможно, что объяснение связи между обоими персонажами содержится в описании обряда, включавшегося как в греческие, так и в славянские требники: «Чин бываемый над нивой, над виноградником и над садом, если станут причинять им вред гады или разные другие виды (вредителей); подобает быть литургии, и возжигает после службы иерей лампаду пред св. Трифоном, Евстафием или Юлианом (Ливийским); взяв масло от их лампад, он окропляет крестовидно поле или сад и читает молитву ...» [Цитируем по кн.: Н. В. Малицкий. Ук. соч., стр. 14. Как видим, Н. В. Малицкий обратил внимание на этот текст, но не мог сопоставить его с иконами, так как оба памятника, где Евстафий и Трифон представлены вместе (и пяльмская икона, и Георгий с палеосными святыми), стали известны после смерти исследователя в 1937 г. Не навеяно ли этим же обрядом изображение Евстафия и Иулиана на нижнем поле иконы Николы XU в. из ц. Леонтия на Заровье в Ростове? См. В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. 1, №I' 178. Определить, изображен ли там именно Иулиан Ливийский, затруднительно.]

Из этого текста следует, что Евстафий и Трифон могли почитаться как Защитники полей от вредителей. Их связь с аграрными культами косвенно подтверждается большей распространенностью изображений этих святых в провинциальных иконах по сравнению с собственно новгородскими памятниками.

Обычно Евстафий и Трифон изображались с крестами в правой руке (атрибут мученичества), а левая бывала прикрыта плащом. Если наше сопоставление пяльмской иконы с письменным текстом правильно, то сосуды в руках святых могут быть трактованы как сосуды с маслом. Трифон, по преданию, был отроком, поэтому его полагалось изображать юным, между тем как в пяльмской иконе он представлен «средовеком» — с бородой. Это может объясняться тем, что иконография Трифона была не вполне устойчивой. Хотя в известных нам памятниках он всегда представлен юным, но по облику похож то на Лавра (с густыми волосами, как бы разделенными пробором и спускающимися на уши), то на Георгия, то на Димитрия.

Сосуды и «возраст» Трифона могут иметь и иное объяснение. Не исключено, что мастер придал Трифону и Евстафию внешний облик и атрибуты более популярных Ковьмы и Демьяна. [Не случайно на верхнем слое записи пяльмской иконы, относившемся к ХИП-XIX вв., имена Евстафия и Трифона были заменены на Козьму и Демьяна.] Правда, Демьян иногда изображался юным и безбородым, но часто, особенно на Севере, оба они оказывались «средовеками». Вероятность путаницы двух этих пар усугубляется тем, что Трифон, подобно Козьме с Демьяном, славился еще и как целитель, ибо он «бесчисленные болезни в людях уврачевавши», «исцеляхуся всякие болезни и беси от человек. прогоняхуся святым отроком Трифоном». [«Жития святых». М., 1864, л. 1 и 7 об,]

Таким образом, большинство святых обонежских икон осознавались местными жителями не как отвлеченные персонажи церковной истории, а как активные помощники в повседневных трудах.



Читайте далее: Икона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV век

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Икона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV век  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика