Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья
XV век. Икона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера
Икона «Илья Пророк» из села Воробьево
XV век
«Илья Пророк» из с. Воробьево близ Машезера, созданный, судя по удлиненным пропорциям фигуры и плавным очертаниям торса, в эпоху развитого XV в., принадлежит к числу лучших северных произведений. [Частное собрание в Москве. Возможно, что данная икона была храмовой в Машезерском Ильинском монастыре. Он уже существовал в XV в., но к концу столетия пришел в упадок (см. ссылки в писцовой книге 1563 г. на «старое письмо» 1496 г. «Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 гг.», Л., 1930, стр. 113). Интересно, что Федор Глинка, побывавший в Машезерском монастыре в конце 20-х годов XIX в., особенно отметил там икону Ильи, пользовавшуюся большой популярностью. В поэме «Карелия» он изложил местное предание о ее чудесном явлении и описал икону с романтической приподнятостью:
«Сей лик с какой-то грозной славой! Святый пророк казнит обман: И горе, кто с душой лукавой Придет с поклоном и свечей: Сожжет огонь его очей!..»
(Ф. Глинка. Стихотворения.— «Библиотека поэта», малая серия. Л., 1951, стр. 248)
Этот памятник обнаруживает некоторое иконографическое сходство с одноименной иконой ХV в., находящейся в Стокгольме и исполненной, вероятно, тоже в новгородской провинции. Воспр.: Helge K j ellin. Byska ikoner i svensk och norsk ago. Stockholm, 1956, табл. XXXVI.]
Свободный «волнистый» очерк силуэта, асимметрия и неправильность лика, взлохмаченные пряди волос — все это явные отступления от принципов новгородских иконописцев XV в., стремившихся к стройности и чеканной отточенности формы. Но именно благодаря этим качествам икона обретает особую резкость и силу выражения. Энергичная сочная живопись кажется сродни фреске, а характерная северная техника — жидкие и прозрачные краски-делает заметным каждый мазок, создавая живую неровную фактуру.
Ярчайший, но совсем не новгородский цвет (особенно лимонно-желтый фон, скупо введенная киноварь губ. надписи и рамки, холодно-бирюзовый мех милоти) усиливает острую эмоциональность памятника. В этой иконе сложно сочетаются и отголоски настроений XIV в., повышенная внутренняя экспрессивность, и декоративная красота «народной» линии новгородской иконописи, и яркая индивидуальность северного мастера.
Читайте далее: Поясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV век
|