История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | Э. С. Смирнова. Живопись ОбонежьяXV век. Икона «Успение» из Кижей
Иконографические истоки кижского «Успения» [КМИИ инв. И-466.] — новгородские На это указывает несколько обстоятельств. Позы некоторых персонажей очень сходны с подами фигур в новгородском «Успении» второй половины ХV в. в ГРМ [ГРМ, инв. 2066, из собрания Н. П. Лихачева.] (например, закутавшийся в плащ апостол в правой группе. Отдельные подробности восходят, очевидно, к новгородским «Успениям» XIV в., типа иконы из с. Курицкое в НГМ (например, три апостола, тесно прильнувшие к ложу) . Наконец, главное — краткий «извод» сцены, без апостолов на облаках, «дщерей иерусалимских», Афонии и ангелов. Он был весьма популярен в новгородской иконописи. [Икона начала XV в. ид собрания Н. П. Лихачева с «одинокнми фигурами святителей», ГРМ, инв. 2055. Воспр.: Ph. S ch w eine ur th. Geschichte der russischen Malerei im Mittelalter. Haag, 1930, S. 108. Икона второй половины ХTв.,ГРМ,инв 2066; Икона конца ХЧ — XVI в. из собрания Десницкого в Ленинграде (не опубликована; имеет некоторые черты псковского искусства). Распространенный извод представлен в новгородском искусстве XV в. иконами из Гостинополья (ГТГ, См. В. И. Антонов а, H. Е. Мнева. Каталог..., т. I, № 100) и Волотова (Гос. Эрмитаж) .] Между тем все «Успения», написанные в XV в. в Москве и связанных с нею центрах, более многословны, происходят ли они ия местного ряда или ив обязывающего скупости праздничного яруса. [Иконы Благовещенского и Троицкого иконостасов; известное «облачное» «Успение» из Кирилло-Белозерского монастыря; две иконы XV в. в Кирилловском и Вологодском музеях; суздальская икона 1496 г. в Устюжском музее (воспр.: А. Н. 0вчинников. К вопросу о владимиро-суздальской живописи XV века.— Сб. «Возрожденные шедевры». М., 1963, рис. 27).]. Кижская икона увеличивает группу «кратких» «Успений» новгородского круга, что в известной мере. подтверждает предположение В. Н. Лаларева об отражении в «Успении» на обороте «Донской» черт новгородского искусства. [В. И. Лазарев. Феофан Грек и его школа. М., 1961, стр. 66.] Показательно обращение обонежского художника к малофигурному варианту сцены. Аналогичная композиция использована и в вологодском «Семигороднем успении». [Вологодский музей. Воспр.: В. И. Антонова. 0 Феофане Греке в Коломне, Переславле Залесском и Серпухове.— «Гос. Третьяковская галерея. Материалы и исследования», т. II. М., 1958, рис. у стр. 24.] Скромные, сжатые иконографические схемы, по-видимому, импонировали северным мастерам. Лаконичные варианты праздничных композиций господствуют в северном искусстве даже в XVI в., когда в живописи центральных областей возобладали подробные, «многоречивые» изводы. Эту икону приходится обособить еще и потому, что она написана крайне неумелой, рукой, чем, вероятно, и объясняется теснота и «сдавленность» ее композиции. В позах и лицах апостолов, горестно приникших к ложу, взволнованно вглядывающихся в происходящее, еще сильны реминисценции старого стиля с его повышенной эмоциональностью. Но удлиненные пропорции фигур с небольшими головками, мелкие черты лиц с близко поставленными глазами, дробность драпировок, нежные бледные краски, орнамент-«коврик» на поземе указывают на знакомство с новгородской живописью конца XV в. Читайте далее: Иконостасы обонежских церквей
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |