Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья
Икона «Деисус» из д. Есино
Совмещение старых и новых черт наблюдается и в семифигурном «Деисусе» из д. Есино (рис. 33, 34).
[КМИИ, инв. И-184.
Д. Есино («Часовенская») расположена на Кефтень-губе — узком заливе Онежского одера, на территории древнего Шунгского Никольского погоста. Деревни на. Кефтень-губе, некогда принадлежавшие новгородскому боярину Федору Остафьевичу Глухову, известны еще по писцовой книге 1496 г. («Писцовые книги Обонежской пятины...», стр. 5; В. Н. Бернадский. Новгород и Новгородская Земля s ХЧ веке. М.— Л., 1961, стр. 66; М. В. Витов. Историко-географические очерки Заонежья XVI — ХЧП вв. М., 1962, стр. 250 — 251). Существующее здание Варваринской. часовни, откуда происходит икона — XIX в., а иконостас и «небо» — XVII — XVIII вв. См. Lars P et Version. Ук. соч., рис. 11 на стр. 37, рис. 119 на стр. 203 н стр. 328.]
Деисусный чин из деревни Есино
Первая половина XVI в.
Государственный Русский музей
Фигуры здесь еще угловаты, позы напряжены, а лица с крупными чертами и тяжелыми подглазными тенями имеют насупленное и хмурое выражение. Сама манера письма — энергичная живописная лепка густыми, почти пастозными мазками — напоминает приемы более ранней поры. Но мастер этой иконы при всей его приверженности к старым традициям чувствовал и дух эпохи. Это сказалось в разреженности комповиции (святые расположены на Значительном расстоянии друг от друга,. так что остается много свободного фона), в удлиненных пропорциях фигур (ср. с «Деисусом» в кондопожской иконе XV в.), в изысканности мелкого.жемчужного узора одежд и особенно в колорите с его тонким сопоставлением бледно-розового и синего.
Деталь деисусного чина
Первая половина XVI в.
Карельский музей изобразительного искусства
Читайте далее: Икона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI век
|