Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья
Икона «Никола в житие» из Ковды
Художественные связи Обонежья с Двинской Землей проявились в житийном «Николе» из Ковды» (рис. 47). [1'PM, инв. 2915.
Ковда, расположенная за полярным кругом на берегу Кандалакшского залива, была в XVI в. значительным поселением (Р. Б. Мюллер. Очерки по истории Карелии XVI — XVII вв. Петроваводск, 1947, стр. 75). Существующее здание Никольской церкви (описываемая икона — храмовая) построено в 1705 г. («Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии», вып. III. Архангельск, 1896, стр. 189 — 190) Весь иконостас направлен в 1961 г. в Кижский заповедник (сейчас в КМИИ. Иконостас ошибочно отнесен Н. К. Маковской к XVI в. См. «Карелия. Ежегодник Карельского гос. музея яа 1928 г.» Петрозаводск,' 1930; стр. 112 — 113). Рукописные книги из втой церкви, среди 'которых есть и памятники XVI — XVII вв., находятся в ИРЛИ (В. И. Малыш е в. Древнерусские - рукописи Пушкинского Дома. М.— Л., 1965, стр. 39)..]
Клеймо иконы «Никола в житие» из Ковды
XVI век
Государственный Русский музей
Клеймо иконы «Никола в житие» из Ковды
XVI век
Государственный Русский музей
Клейма иконы выделяются необычайной экспрессивностью рисунка, стремительностью движений, энергичными жестами фигур. Линейно переданные громадные стилизованные волны в «морских» сценах усиливают динамичность композиций. Красные, зеленые, ослепительно белые тона, имеющие самые яркие и чистые оттенки, придают иконе нарядность и декоративность.
Памятник не имеет никаких близких аналогий. Но в отдельных признаках есть общность с иконами Двинской Земли. Так, описанная нами группа памятников двинского Поморья (?) — царские врата ия Михаило-Архангельского монастыря и др.— отличается столь же звонкими, контрастными сочетаниями красного и Зеленого. В клеймах житийной иконы из Неноксы [Гос. Эрмитаж. Воспр.: А. С. Концов а. Беломорская и северодвинская экспедиции.— «Сообщения Гос. эрмитажа», вып. XVII. Л,, 1960,'стр. 75 — 77.] встречаются такие же мясистые лица, «растрепанные» волосы, бегло брошенные движки.
«Корельский берег», где расположена Ковда, оказался в результате деятельности Соловецкого монастыря тесно связанным по экономике и культуре с Двинской землей. В Ковду часто приезжали двиняне и каргопольцы, а сами жители. Ковды ездили в Холмогоры и Турчасово. Эти связи сказались и в живописи.
Читайте далее: Иконопись и народное декоративное искусство
|