Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья
Икона «Преображение» из д. Суйсари
В обонежских иконах раннего XVI в. значительную роль играет психологическая характеристика персонажей. Однако постепенно на первый план выступают декоративные, орнаментальные тенденции. Уже в иконе Власия присутствует элемент «узорочности». Пробела на его одежде составляют сложный геометрический орнамент. Превратившись в сетку линий, они вместо передачи объема, напротив, придают фигуре плоскостность. Этот момент заметен и в есинском «Николе». В нем ощущается увлечение миниатюрной и дробной разделкой. Тонкие параллельные штрихи «движек» на лице и волосах трактованы как каллиграфический и мелочный узор.
Икона «Преображение» из д.Суйсарь
XVI в.
Карельский музей изобразительных искусств
С особой силой проявляется это в «Преображении» из д. Суйсарь.
[КМИИ, инв. И-З1.
По композиционной схеме суйсарская икона близка к таким поздненовгородским памятникам, как двусторонняя икона конца ХЧ — начала XVI в. в собрании П. Д. Корина. Здесь «Преображение» вписано тоже не в удлиненную, как обычно, а в квадратную доску. (Воспр.: К. On аsc h. Ikonen. Berlin, 1961, Tar. 49).]
Очертания горок, блики на мелких уступах, описи фигур, контуры складок, белые «движки» на них, гибкие стебли травинок превратились здесь в тонкий линейный орнамент. Он образует затейливое кружево, оплетая все изображение. Нежные холодные оттенки красок — бледно-пеленой, жемчужно-серой, светло-малиновой — подчеркивают ювелирное изящество этой миниатюрной по размеру иконы.
Снижение психологической выразительности, измельченность форм, любовь к украшенности наблюдаются в это время и в искусстве других русских областей. [В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода, стр. 122 — 123. Н. Е. Мнева. Московская живопись XVI века.— «История русского искусства», т. Ш. М., 1955, стр. 570 — 572. ]
Читайте далее: Живопись Обонежья второй половины XVI века
|