История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | Э. С. Смирнова. Живопись ОбонежьяИкона «Святой Власий» из-под ОлонцаС наибольшей силой отравились прогрессивные тенденции рубежа столетий в поясной иконе Власия из-под Олонца: в изяществе облика святого, большой одухотворенности, отказе от прежних тяжелых массивных форм, просветленности колорита. [КМИИ, инв. И-464. Деревни Мегрега и Инема находились на территории Рождественского Олонецкого погоста, неподалеку от Александро-Свирского монастыря.Упоминаются неоднократно в писцовых книгах XVI в. («Писцовые книги Обонежской пятины...», стр. 59 — 60; К. А. Неволин. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. СПб., 1853, прил. VI, стр. 154). Существующее здание церкви Флора и Лавра в Мегреге построено в 1613 г. (ИАК, вып. 57. Пг., 1915, стр. 143, рис. 81 — 83).]
В отличие от рассмотренных довольно примитивных памятников икона Власия созвучна лучшим произведениям русской живописи этого времени. Здесь заметны очень тонкие, опосредствованные связи с художественной атмосферой той эпохи, когда были написаны мудрые «старцы» в иконах дионисиевского круга. Памятник возбуждает и прямые ассоциации с некоторыми поздненовгородскими произведениями. [Например, с иконой «Иаков, Никола и Игнатий» конца ХV в. из Муромского монастыря в ГРМ (ср. типы длиннобородых старцев). См. «Древнерусское искусство. Выставка „Итоги экспедиции"», рис. 12.] Однако в северном происхождении «Власия» не возникает сомнений. Рисунок подвергся величайшему упрощению, приобрел геометрическую четкость. Мастерски использован ритм угловатых колючих контуров: стремительно расширяющегося книгу силуэта, треугольного абриса головы, клином сходящегося омофора, ломких драпировок с иглами пробелов. Привычная для XVI в. раздела крестов омофора включается в этот ритм клинообразных острых линий. «Канфаренный» узор нимба выглядит чеканным, дополняя лапидарную строгость рисунка. В предельной обобщенности форм ощущается рука мастера, близко знакомого с народным декоративным искусством, например с деревянной резьбой. Меткие экономные детали вносят в икону тонкую одухотворенность. Геометрически строгий лик оживает лишь благодаря легкой асимметрии черт, скупым бликам между бровями, чуть скошенному взгляду; очертания руки выглядят особенно изящными на фоне сетки прямолинейных пробелов одежды; алая киноварь (губы, надпись и рамка) подчеркивает изысканность холодных бледных красок. Икона Власия Занимает особое место среди обонежских памятников конца XV — раннего XVI в. В других местных произведениях еще очень сильны архаические моменты. Между тем в Олонецком памятнике древние традиции местной культуры органически слились с передовыми художественными произведениями эпохи. «Власий» показывает, что северному искусству были не чужды образы, полные духовного величия и внутренней утонченности. Читайте далее: Икона «Преображение» из д. Суйсари. XVI век
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |