История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | Э. С. Смирнова. Живопись ОбонежьяИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из ТипиницОсобенности, обнаруживаемые в иконах «Покрова» и «Страшного суда», заметны и в иных обонежских памятниках конца ХV — первой половины XVI в. Они сказываются то в большей, то в меньшей степени. Пожалуй, быстрее всего меняется колорит. Правда, на протяжении всего столетия еще было создано несколько ярких, интенсивных по цвету икон, но, видимо, они становятся большой редкостью. От первой половины века имеем лишь два памятника: упомянутое в предыдущем разделе краснофонное изображение Николы из Вегоруксы и трехрядную икону ив Типиниц «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний».
[ГРМ, инв. ВХ-34125. Группа деревень в Типиницах на территории Спасского Кижского погоста неоднократно упоминается в писцовых книгах XVI в. (1563 г.— «Писцовые книги Обонежской пятины...», стр. 125; 1582 — 83 гг.— К. А. Неволин. О пятинах и погостах новгородских..., стр. 162). В начале XVII в. здесь уже была g. Ильи («Древние исторические памятники Олонецкого края. Писцовые книги 7136—7137 (1628-1629 гг.)».— «Олонецкие губернские ведомости», часть неофициальная, 1849, № 3). Существующая Вознесенская церковь — 1781 г. (ИАК, вып. 57 Пг., 1915. стр. 164). Популярность культа Флора, Лавра, Власия и Спиридония в крестьянской среде широко известна. См. П. Гусев. Иконография св. Флора и Лавра в новгородском искусстве.— «Вестник археологии и истории, издаваемый имп. Археологическим институтом», вып. XXI. СПб., 1911, стр. 71 — 106. Н. Малицкий. Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства.— ИГАИМК, т. XI, вып. 10, Л., 1932, стр. 12 — 14, 21 — 26; Л. Глащинская. Пережитки дохристианских верований в новгородском искусстве XIV. века.— «Новгородский исторический сборник», вып. БН — IV. Новгород, 1938, стр. 127 — 134. Самый ранний пример совмещения всех этих святых в одной иконе — новгородский памятник XV в. из ц. Власия (сейчас в ГИМ. Иадан Л. Глащинской). Особенность типиницкой иконы — четкое членение на три яруса. Ближайшая иконографическая аналогия —провинциальная (северная?) икона ХЧ в. в ГРМ (воспр.: В. Н. Лаз ар е в. Искусство Новгорода, табл. 101-а).] Нарядная и цветистая, с контрастами насыщенных и сильных тонов — желтого, красного и зеленого, она могла бы сойти за произведение XV в., если бы не новизна композиционного решения с его просторностью и легкостью, не удлиненные пропорции фигур, не характерный изгиб фигуры архангела, не плавные волнистые склоны горок, которым вторят вытянутые силуэты коней. По своим колористическим особенностям икона близка к новгородским памятникам. Но никогда в новгородской иконе не встретились бы столь приземистые кони, скачущие подеревенски, «охлюпкой», всадники, в которых совсем нет рыцарственной подтянутости, такие наивные лица, размашисто положенные блики на одеждах, небрежные «скорописные» контуры. Читайте далее: Икона «Святой Климент». XV век
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |