История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | Э. С. Смирнова. Живопись ОбонежьяВведение - 3Искусство южной части Обонежской пятины (район Волхова) нами не затрачивается, так как этот очень близкий к Новгороду край вряд ли обладал своей спецификой. При определении географических пределов исследуемой территории мы руководствуемся не только ее древними административными рубежами, но и тем, что этот край отличался по условиям исторического и культурного развития от иных северных областей, в том числе и от подвластных Новгороду. В Обонежье была слабо развита городская культура. Немногочисленные города — Корела, Орехов и тесно связанная с Севером Ладога — сосредоточились на юго-западе края. Возникающие в XV в. и бурно разрастающиеся впоследствии «рядки» не оказали влияния на художественные традиции и вкусы. Основную массу населения составляло во все периоды крестьянство. В XIV — XV вв. близко к Обонежью стояла Двинская земля, но впоследствии она сильно ушла вперед по уровню развития. В Вологодском же крае, как указывалось, издавна существовали значительные города, а с XIV в. стали расти и посады вокруг крупных монастырей, основанных московскими выходцами. В Обонежье дольше, чем в иных областях, сохранялись остатки патриархального общественного уклада, придавшего особый оттенок духовной культуре этого северного края с ее народным, «фольклорным» колоритом. При изучении северного искусства нельзя игнорировать или недооценивать культурные связи Севера с различными крупными художественными центрами Руси, так как эти связи накладывали очень резкий отпечаток на живопись той или иной северной области. Являясь частью Новгородской земли, Обонежье было наиболее тесно связано с новгородской художественной культурой. Новгородские черты заметны в местном искусстве даже в XVI — XVII вв. В иных северных областях культурная роль Новгорода была не столь Значительна. На Двине новгородские традиции переплетались со среднерусскими, а Вологда больше тяготела к среднерусским центрам и лишь в слабой степени испытывала новгородское воздействие. По сравнению с другими частями Севера Обонежье выделялось и пестротой этнического состава населения. Здесь жили и русские, и карелы, и вепсы. Искусство Обонежья порождено сложной и богатой культурой, которая сформировалась здесь в результате взаимодействия отдельных этнических групп. Культура карельского и вепсского народов с давних времен развивалась под значительным русским влиянием. [С. А. Токарев. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. М., 1958, стр, 128 — 135] Эта общность была обусловлена многими причинами, в том числе многовековой совместной борьбой под руководством Новгорода против шведской экспансии, а также мирным принятием карелами православия, приобщившего их к русской культуре, находившейся в тот период на более высокой ступени развития. [С. Гадзяцкий. Карелы и Карелия в новгородское время. Петрозаводск, 1941, стр. 190—191.] Правда, эта общность не является тождеством. Художественная культура карел, вепсов, а также их отдельных групп, равно как и русского населения Обонежья, обладала и своими локальными особенностями. Они выразились главным образом в области декоративного искусства, во многом сохранившего древние художественные традиции каждого из этих народов. В станковой живописи пока не удается проследить влияние собственно карельских или собственно вепсских художественных традиций. Станковую живопись Обонежья нельзя членить по национальным признакам. Она принадлежит и истории русского искусства, и истории искусства карел и вепсов. Но не исключено, что некоторые особенности местной иконописи зависят от своеобразия культуры этих народностей. Так, не следует забывать о прочно державшихся в среде нерусского населения дохристианских верованиях, а также о мощном развитии декоративного искусства у данных этнических групп. Читайте далее: Введение-4
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |