История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | Э. С. Смирнова. Живопись ОбонежьяЖивопись Двинской земли в XVI векеВ памятниках соседней Двинской земли, во многом сходной с Обонежьем по условиям исторического и культурного развития, в XVI в. столь же активно проявляются своеобразные местные вкусы. Более густонаселенная и развитая Двинская земля жила интенсивной художественной жизнью. В ее искусстве складывается несколько манер, или «писем». Возможно, что эти «письма» связаны с отдельными районами Подвинья, где были свои особенности культуры, самостоятельные вкусы, местные традиции. Среди многообразного и пестрого художественного наследия Двинской земли XVI в. наиболее резко очерчивается направление, представленное царскими вратами с изображением «Благовещения» и двух святителей из с. Кривое» [ГРМ, инв. 2753. Приведены экспедицией Наркомпроса в 1920 г. Были на выставке древнерусского искусства в Германии и Англии в 1929 — 1930 гг. («Denkmaler altrussischer' Malerei. Ausstellung». Berlin — Koenigsberg, 1929, № 82).], иконами «Покров» из Тулгаса [ГРМ], «Флор и Лавр» ив с. Троицкое [ГРМ, инв. 2752. Привезена экспедицией Наркомпроса в 1920 г. Была на выставке древнерусского искусства в Германии и Англии в 1929 — 1930 гг. («Denkmaler altrussischer Malerei. Ausstellung», № 81). Воспр.: К. Opа s ch. Ikonen. Berlin, 1961, Taf. 72).], «Сретение» из с. Городок [В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. II, № 663. По сведениям каталога ГТГ, икона происходит из ц. Сретения с. Городок. В Архангельской области- есть несколько деревень с таким названием, но Сретенская церковь была только в одной, входившей в волость Борок на Двине («Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии», вып. II. Архангельск, 1895, стр. 201; П. К. Двойные названия селений Шенкурского уезда Архангельской губернии.— «Бюллетень, Северо-Восточного областного бюро краеведения», вып. II. Архангельск, 1926, стр. 26).] и «Благовещение» из собрания Чирикова [ГРМ, инв. 1427. Приобретена от Г. О. Чирикова в 1914' г. Упом.: 'Н. Г. Порфиридов. Древнерусское искусство.— В кн.: «Государственный музей»; Путеводитель, вып. 1. М., 1954, стр. 18. Воспр. там же, стр. 151. К названным памятникам близка икона «Флор, Власий и Лавр» ив собрания Н. П. Лихачева (ГРМ, инв. 1585).]. Эти произведения разделены значительными хронологическими интервалами: первое относится к раннему XVI в., другие исполнены, очевидно, около середины столетия, а последнее — в конце. К тому же в некоторых памятниках этой группы еще явственно сказываются отголоски новгородской и отчасти московской живописи, сыгравших большую роль в формировании двинского искусства. В других же произведениях они уже угасают, этими причинами определяются известные различия между иконами. Тем не менее. между ними есть и определенное стилистическое родство. Композиция Здесь плотная и насыщенная, все формы словно распластаны на плоскости, в их трактовке очень сильно орнаментальное начало, в колорите преобладают теплые оттенки охр. В сложившемся виде эта манера выступает в «Благовещении» ив собрания Чирикова. Оно отличается пышной и яркой декоративностью. Фигуры Затерялись среди палат, колонок, башен, арок, сказочных растений, похожих на павлиньи хвосты. Веселое сочетание этих причудливых построек и фантастических растений придает изображению жизнерадостный и нарядный облик (рис. 48).
Судя по тому, где были найдены эти памятники, можно думать, что они были созданы в каких-то мастерских на Двине выше Холмогор. Одним ив центров мог быть Сийский монастырь или само с. Кривое, где находился небольшой Кривецкий монастырь, основанный местными крестьянами «себе на постриганье и на поминок». В другую группу, которую приходится отнести к искусству Двины с меньшей уверенностью, входят царские врата конца XV — начала XVI в. из Михаило-Архангельского монастыря [ГРМ„инв. 2725. Найдены экспедицией Наркомпроса в 1920 г. (дневник Н. Н. Померанцева). Поступили в ГРМ ил Архангельского музея. Были на Выставке древнерусского искусства в Германии и Англии в 1929 — 1930 гг. (см. «Denkjnaler altrussischen Malerei. Ausstellung», № 39); IO. Н. Дмитриев. Государственный Русский муяей. Древнерусское искусство. Путеводитель. Л.— М., 1940, стр. 24, 27.], очень близкие к ним врата ГРМ, точное происхождение которых неизвестно [ГРМ, инв. 2002. Приобретены от Н. В. Тюлина в 1913 г. По инвентарным записям, происходят ив «бассейна р. Луги». Воспр.: Н. Сычев. Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины при... Русском музее. Пг., 1916, вклейка у стр. 15; Н. П. Кондаков. Русская икона, т. П. Прага, 1929, табл. 29 сл.; упом.: В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода, стр. 95.], «Покров» ГРМ из собрания Погодина [ГРМ, инв. 1557], «Георгий, Климент и Мина» в Берлинском музее [Heinz S kr o buch а. Meistexwerke der Ikonenmalerei. Reeklinghausen, 1961, Taf. XXXIV.]. Живопись в- этих произведениях густая, плотная, энергичная, пастозная, фигуры крепкие, лица полные и округлые (рис. 24).
Судя по месту находки первых царских врат, произведения такого типа могли быть изготовлены в каких-то мастерских Поморья близ двинского устья (может быть, в самом Михаило-Архангельском монастыре, основанном новгородцами и поддерживавшем с Новгородом тесную связь). Как показывает анализ письменных источников, там работало немало иконописцев. [А. А. Савич. Соловецкая вотчина XV.— XVII вв. Пермь, 1927, стр. 24 — 25. В. К. Лаурина в своей еще не опубликованной работе «Об одной группе новгородских провинциальных царских врат» уточнила датировку некоторых ив названных проияведений, определила их как памятники новгородской провинции и предположила, что они исполнены где-то на территории 3аволочья: в Подвинье или Каргополе. Предположение о Каргополе кажется нам маловероятным. Происходящие оттуда царские врата этого типа (XVI в., из с. Лядины, сейчас в Эрмитаже) являются среди каргопольских икон единичным (и к тому же поздним) памятником (см. сб. «Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода». М., 1967).] Приведенными примерами не исчерпывается все многообразие искусства Подвинья. Однако они достаточно ярко показывают, насколько отличаются сочные, полнокровные, красочные двинские памятники от более сдержанных по своему эмоциональному строю обонежских икон. [К особой группе относятся три иконы ГТГ: «Христофор», «Дмитрий Солунский» и сходное с ними по зеленоватому колориту и обилию орнамента — «дорог» «Рождество Христово» (В. И. Антонов а, Н. Е. Мнева, Каталог..., т. П, № 653 — 655, илл. 89 — 91). Икона Христофора происходит из с. Кривое. В каких-то местных мастерских были изготовлены «Благовещение» иа с. Кривое (ГТГ. В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. II, № 652) и «Усекновение главы Иоанна Предтечи» из с. Покшеньга на Пинеге (ГРМ). Существует и несколько икон ил Архангельского края, стоящих особняком и пока не объединяющихся в какие-либо стилистические группы (см., например, В: И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. I, № 314; т. II, № 617, 618, 656, 1045; илл. 73, 92; А. С. Косцова. Беломорская и Северодвинская экспедиция.— «Сообщения Гос. Эрмитажа», выц. XVII. Л., 1960, стр.'75, 77).] Таким образом, в культуре Севера в XVI в. происходит серьезный перелом. Местная живопись обретает самостоятельный художественный язык. Искусство Обонежья в большинстве своих памятников выступает сейчас горавдо более определенно, чем в XIV — XV вв. Подобные процессы происходят и на Двине, искусство которой, ранее во многом сходное с обонежским и развивавшееся в значительной части в рамках новгородской школы, именно теперь обосабливается в виде нескольких самостоятельных групп. Читайте далее: Закономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописи
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |