История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | Э. С. Смирнова. Живопись ОбонежьяИконостасы обонежских церквейИконостасы обонежских церквей были в XV в., по-видимому, еще очень простыми и состояли из двух рядов — деисусного и местного. На это указывает состав сохранившихся памятников. Среди всех найденных в Обонежье. икон XV в., как принадлежащих местным мастерам, так и новгородским, только три написаны на евангельские сюжеты. Это — «Сошествие во ад» из Сойгинцев, «Успение» ив Кижей, а также плохо сохранившаяся новгородская икона «Исцеление слепого» из Муромского монастыря. «Сошествие во ад» явно не может относиться к праздничному ряду, так как этому противоречит изображение Козьмы и Демьяна в верхней половине иконы. «Успение» из Кижей — также скорее «местная» икона. В пользу этого предположения свидетельствуют ее довольно крупные размеры, между тем как интерьеры древних деревянных церквей были небольшими. К праздничному ряду можно отнести лишь икону из Муромского монастыря. Судя по ее довольно редкому сюжету, она происходит и» весьма развитого праздничного цикла. Трудно предположить существование такого длинного праздничного яруса на Севере в XV в. Вероятнее всего, икона привезена на Север позднее. Деисусные ряды были двух типов. В одних церквах они состояли еще из поясных изображений (как «Деисус» XV — XVI вв. на одной доске из Вытегры [В. Н. Лазарев. Два новых памятника русской станковой живописи XII — ХIII вв.(к истории иконостаса).— КСИИМК, вып. ХШ. М.— Л., 1946, стр. 76 и воспроизведение на вклейке.]), а в других — из икон с изображениями святых в рост. Сохранился один «Деисус» «северных писем» из трех икон с изображениями в рост из погоста Шеменичи на Свири [Иконы из Шеменичей еще не расчищены. Возможно, что они написаны уже в XVI в.] и остатки двух чинов, написанных новгородскими мастерами: второй половины XV в. из Муромского монастыря и конца ХV в. из с. Юксовичи (все в ГРМ). Таким образом, живописное убранство обонежских церквей оставалось в XV в. довольно архаическим, между тем как в Новгороде иконостасы были уже вполне развитыми и включали не только праздничный, но и пророческий ярус. Обратимся к вопросам стиля. По сравнению с предшествующим периодом живопись Обонежья XV представлена обильнее. Но произведения настолько противоречивы и сложны для датировки, что было бы пока рискованно пытаться членить данный период на более мелкие хронологические этапы. Не исключено, что некоторые из приводимых памятников относятся к самому концу XV или к началу XVI века. Все эти произведения достаточно разнообразны. В каждом ив них очень сложно сочетается старое и новое, общеновгородское и чисто местное. Одни памятники более полно восприняли стиль современной им эпохи, другие насыщены древними реминисценциями. В северных иконах остро сказывается индивидуальность мастера; к тому же различен и уровень исполнения. Читайте далее: Выносная икона «Николы» из Пирозеро. XV век
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |