Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

Иконостасы и убранство церквей в XVI веке

Сложный характер местной культуры, в которой совмещалось новое и архаическое, сочетались признаки общерусские и локальные, проявляется уже в убранстве здешних церквей, в частности в составе иконостаса. О нем можно судить по сведениям писцовой книги 1628—1629 гг., где подробно перечисляется церковная утварь. [Издана, хотя и не полностью: «Олонецкие губернские ведомости», часть неофициальная, 1849, № 1 — 7; 1$50, № 12 — 47; 1851, № 1 — 2. Составители писцовых книг XVI в. (1563 г. и 1582 — 1583.гг.) не описывали церковных интерьеров. Нами не изучены две писцовых книги начала ХЧП в.: 1616 — 1617 гг., Петра Воейкова и Ивана Лговского; 1619 — 1620 гг., М. Лыкова и Я. Гневашева. Они не опубликованы, хранятся в ЦГАДА («Писцовые книги по Новгороду», № 743 и 979).]

За три первых десятилетия XVII в. вряд ли в Обонежье сильно изменилось убранство храмов. Состав сохранившихся памятников подтверждает данные писцовой книги, а иногда позволяет уточнить сведения этого письменного источника более позднего происхождения.

Если до ХVI в. иконостасы обонежских церквей были еще очень скромными и состояли, как мы видели, лишь из местного и деисусного рядов, то теперь получает широкое распространение праздничный ярус. [Например, в Олонецком погосте — в Видлице, Туломовере, Коткозере, а также в Успенской церкви Муромского монастыря».— «Олонецкие губернские ведомости», часть неофициальная, 1849, № 3; 1850, № 47.]

Появляются и многоярусные иконостасы. В крупных селениях, главным образом в центрах погостов, писцовая книга отмечает наличие не только праздничного, но и пророческого рядов. [В главных церквах Олонецкого, Пудожского и Андомского погостов, во Введенской церкви Шокшинского монастыря.— «Олонецкие губернские ведомости», часть неофициальная, 1849, № 1 и 4, 1850, № 40 — 41.]

По сведениям писцов, они часто делались «на одних цках», т. е. на сильно вытянутой по вертикали доске изображались вверху пророк, ниже — праздник и, наконец, внизу — фигура ив «Деисуса». Правда, сохранившиеся иконы такого типа относятся к XVII в., а среди памятников Обонежья XVI в. нет ни одного изображения пророков. [В других северных областях в XVI в. такие «трехъярусные» доски хорошо известны. Например, в Киевском музее русского искусства хранится икона вологодского круга с изображением Василия Великого, Рождества Христова и пророка Исайи (поступила в 1943 г. ив Киево-Печерской лавры. Упом.: «Киевский государственный мувей русского искусства». Каталог художественных произведений. Киев, 1955, стр. 10). В ГТГ хранится небольшой походный иконостас архиепископа Ионы Вологодского (ок. 1589 г.), повторяющий в миниатюре схему убранства северных церквей (В. И. А н т оно в а, Н. К. Мне в а. Каталог..., т. II, № 630, илл. 77). Памятник аналогичного типа (переносный) провинциального происхождения был в коллекции Золотницкого в Париже (cM. Paul Mur а t оf f. Thirty Еще Russian Ргишетеб. Yackues Zolotnitzky's Collection. Paris, 1931, № 17, р. 74 — 77).] Должно быть, именно в таких, наиболее богато декорированных храмах появляются и иконы с изображением «Страшного суда», помещавшиеся на Западной стене.

Впоследствии, в XVII и ХVIII вв. «Страшный суд» становится неотъемлемой принадлежностью северных церквей и часовен. От XVI в. имеем пока лишь один памятник — икону начала столетия из собрания Ханенко, хранящуюся в Киевском музее русского искусства.

Гораздо чаще многоярусных встречаются в XVI в. простые иконостасы, состоящие лишь из местного и деисусного рядов. [Церковь Флора и Лавра в Мегреге, придел Успения Никольской церкви Андомского погоста, церковь Николы на Яндоме в Пиркиничском погосте, обе церкви Машезерского монастыря, обе церкви Яшезерского монастыря, Брусенский монастырь, Никольская церковь Шокшинского монастыря, церковь Рождества Иоанна Предтечи Муромского монастыря, Лазаревская церковь там же.— «Олонецкие губернские ведомости», часть неофициальная, 1849, № 1 и 4; 1850, № 13, 36 — 37, 38, 40 — 41, 47.]



Читайте далее: Реконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыря

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Иконостасы и убранство церквей в XVI веке  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика