Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

История иконописиИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИконы из перламутра в Тверской областной картинной галерееИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школПамятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и ХолуяБиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

История изучения «северных писем»

История изучения живописи Обонежья коротка. По существу оно началось лишь в советское время, хотя интерес к живописи северных областей Руси возник еще в середине XIX в., в период зарождения науки о древнерусском искусстве. Тогда же появился и термин «северные письма». По представлению коллекционеров того времени, северные письма дробились на архангельские, устюжские, каргопольские, тихвинские, поморские, вологодские [См., например, «Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым». М., 1888.].

Содержание этих понятий, весьма расплывчатых, с трудом прослеживается по немногочисленным каталогам собраний того времени и по работам тех исследователей, которые были тесно связаны со средой собирателей. Так, название «тихвинские письма», по указанию Н. П. Лихачева, не было географически точным. Сюда относили архаизирующие иконы XVII в., продолжающие новгородские традиции [Н. П. Лихачев. Краткое описание икон собрания П. М. Третьякова. М., 1905, стр. ХШ.].

Под «устюжскими» понимали строгановские иконы, выведенные из Устюга и Сольвычегодска и отличающиеся, как устанавливает Н. Е. Мнева, своеобразным, несколько беловатым оттенком вохрения. Иногда их называли «первыми строгановскими», хотя в действительности далеко не все ид них относились к самым ранним из строгановских. Расшифровать сейчас понятия вологодских, каргопольских и поморских писем не представляется возможности. Эта классификация любителей-собирателей, иконников-старообрядцев перешла в научную литературу, и, хотя содержание понятий менялось, многие термины сохранились в литературе вплоть до советского времени.

Крупнейшей вехой в развитии науки о древнерусской живописи явилась работа Д. А. Ровинского «Обозрение иконописания в России до конца XVII в.», вышедшая в 1856 г. Ровинский обобщил опыт старых коллекционеров, дополнив его свидетельствами письменных источников и наблюдениями над памятниками. Однако в отношении северной живописи он ограничился изложением взглядов собирателей.

Гораздо большее значение имели работы Н. П. Лихачева. Выдающийся и равносторонний исследователь, он вместе с тем был одним из самых крупных коллекционеров своего времени. Близко знакомый с опытом собирателей-старообрядцев, он в отличие от Ровинского не ограничился его систематизацией, но подошел к нему критически, с научных позиций. В те годы было известно еще слишком мало расчищенных памятников, чтобы можно было дать стилистическую характеристику северных икон и их отдельны локальных групп. Кроме того, Лихачев был далек от стилистического изучения древнерусской живописи. Однако он правильно указал на древние художественные традиции в северных иконах и поставил вопрос о конкретном исследовании древних памятников различных. северных областей. В частности, Лихачев с недоверием отнесся к членению северной живописи н «письма», заметив, что поздние памятники близки к московским, а древние еще требуют изучения [Н. П. Лихачев. Ук. соч., стр. ХII — ХIII.].

Высказывания Н. П. Лихачева были передовым для той поры, хотя вопрос о путях развития живописи древнего Севера занимал отнюдь не главное место в его научных исследованиях. Взгляды Н. П. Лихачева свидетельствуют о его большой научной прозорливости. Многие авторы последующей поры — второго десятилетия ХХ в.— находились на позициях гораздо более отсталых.

Конец первого десятилетия ХХ в. и предреволюционные годы имел выдающееся значение для изучения древнерусской живописи. Расчистки икон, которая стала теперь широко проводиться, дала в руки исследователей огромный материал. Появились публикации отдельных северных икон и частных собраний [А. И. Соболевский. Божия матерь Смоленская ив собрания С. П. Рябушинского.— «Русская икона», сб. 2. СПб., 1914, стр. 110 — ИЗ.].

Началось и изучение памятников, находящихся в различных северных областях. Были расчищены некоторые иконы Вологды. [М. и Г. Чириковы. Храмовая икона Владимирской церкви г. Вологды и ее pеставрация. М., 1908; и здесь же. О реставрации иконы «Спас Ярое око» из Воскресенской Рославской церкви Грязовецкого уезда, Вологодской губернии. М., 1905.]

Вызвали интерес и памятники Обонежья. Так, в 1913 г. в музей, организм ванный в Петроваводске, были вывезены некоторые иконы из Выгорецких скитов.

Возникла необходимость разобраться в огромном богатстве нового, стилистически разнообразного материала. Вопрос о художественных школах, об отдельных культурных центрах, в том числе северных, приобрел большое значение. Однако здесь царила полная неопределенность и противоречивость мнений. «Мы ощупью — кто по случайным признакам, кто по чутью так называемого „стиля" — распределяем все иконы на какие-то манеры письма, споря не только о том, к какому ив них отнести ту или иную икону, но даже сомневаясь в самом существовании этих неведомых „манер" и „школ"» [А. Анисимов. Этюды о новгородской иконописи.— «София», 1914, № 3, стр. 13.]



Читайте далее: История изучения «северных писем» 2

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → История изучения «северных писем» 1  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика