Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


Э. С. Смирнова. Живопись Обонежья

Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)

Изучение искусства Обонежья, издавна входившего в состав Hoвгородской земли, невозможно без учета тесных и многогранных связей края с Новгородом. Они заметно активизируются в XIV в. Богатые природные ресурсы и выгодное географическое положение (здесь проходили пути Белому морю и рекам Онеге и Двине) с этого времени особенно привлекают в восточное Обонежье новгородских феодалов, и в следующем столетии почти все земли здесь оказываются захваченными новгородскими боярами и монастырями. В западных карельских погостах («Карельской земле») в противовес шведской экспансии в XIV в. новгородцами строятся крепости в Коре и Орехове. В XIV в. выходцами из Новгорода основываются Валаамский Коневский монастыри на Ладожском озере, Палеостровский и, возможно, Муромский на Онежском.

[А. А. Савич. Главнейшие моменты монастырской колонизации русского Севе XIV — XVII вв.— «Сборник Общества исторических, философских и социальных наук при Пермском университете», вып. Ш. Пермь, 1929, стр. 56 — 57, 60 — 61.
Возможно, что Палеостровский монастырь возник лишь в первые годы ХV в. См. В. И. Корецкий. Новгородские грамоты XV. века ив архива Палеостровского монастыря.— «Археографический ежегодник за 1957 год». М., 1958, стр. 442.
По вопросу о подлинности или подложности так называемой «Повести о Муромском острове», рассказывающей об основании Муромского монастыря, см.: М. Н. Тихомиров. О частных актах в древней Руси.— ИД, т. 17, 1945, стр. 22.]

В следующем столетии возникает Соловецкий монастырь, который, впрочем, не получил еще в новгородское время того значения, какое он приобрел на Севере впоследствии. Эти факты существенны ввиду большой культурной роли монастырей в древности.

Традиции станковой живописи в Обонежье восходят к Новгороду. Трудно сказать, приглашались ли сюда новгородские художники, но новгородские иконы, бесспорно, импортировались на Север. В этом крае найдено много икон чисто новгородских по стилю. [Два «Сошествия во ад», происходящие ив расположенного в «Нагорном» Обонеж Тихвина (икона начала XIV в. в Новгородском музее, воспр.: В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода. М.— Л., 1947, табл. 34-а; икона конца XIV в. в ГРМ, воспр.: Н. Г. Порфиридов. Выдающийся памятник древнерусской живописи.— «Искусство», 1959, № 2, стр. 68 — 71);
«Чудо Георгия» начала XV в. иЗ д. Манихино на р. Паше (ГРМ, воспр.: «История русского искусства», т. II. М., Изд-во АН СССР, 1954, цв. вкл. у стр. 220);
средник складня второй половины XV в. с изображением Ильи, Николы и Предтечи из с. Вегорукса в Заонежье (ГРМ. Д. С. Смирнова. Фрагмент новгородской иконы-складня XV. в.— «Культура древней Руси. Сборник к 40-летию научной деятельности Николая Николаевича Воронина». М., 1966, стр. 252—256);
четыре иконы ив деисусного чина (архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел) второй половины ХV в, ив Муромского монастыря (ГРМ);
«Исцеление слепого» ХV в. (?), оттуда же (ГРМ);
шесть икон деисусного ряда из Георгиевской церкви в с. Юксовичи на Свири, исполненные, вероятно, около 1493 г. (время постройки церкви. ГРМ); «Иаков, Никола и Игнатий Богоносец», конца XV в. ил Муромского монастыря (ГРМ). См. «Древнерусское искусство. Выставка "Итоги экспедиций музеев РСФСР по выявлению и собиранию произведений древнерусского искусства". Каталог». Л.— М., 1966, стар. 19, 21 — 23, рис. 4, 12, 13.

Немаловажно, что огромные владения в Обонежье имели новгородский архиепископский дом, а также Юрьев, Хутынский, Вяжищский и другие крупные монастыри. Есть основания полагать, что в Новгороде существовали монастырские мастерские, снабжавшие иконами северные владения [В XIX в. в Негижме близ Пудожа сохранялась икона Спаса, исполненная, как сообщала надпись на ней, в Юрьеве монастыре в Новгороде для Георгиевской церкви в Негижме. Негижма с древности принадлежала Юрьеву монастырю. См. Н. Шайжин. Старая Пудога с ХIV по ХVIIIв.— «Памятная книжка Олонецкой губернии на 1906 год». Петроpаводск, 1906, стр. 292.], подобно тому как новгородские скриптории изготовляли рукописи для Севера. [Примеры изготовления рукописей в Новгороде для Двины обильны (о них см. далее). Рукописное наследие Обонежья сохранилось значительно хуже. Можем привести лишь один памятник — пергаменную Псалтирь XIV в. ГПБ, I'. п. 1. 4. (Е. Э. Гранстрем. Описание русских и славянских пергаменных рукописей ГПБ. Л., 1953, стр. 52). В ней имеется помета XVII в.: «Сия книга глаголемая псалтиринная Коневского и Деревяницкого монастыря». Как известно, имущество Коневского монастыря в XVI в. в связи со шведской агрессией было частично эвакуировано в Деревяницкий монастырь. Но там помнили, что рукопись принадлежала Коневскому монастырю. Судя по великолепному качеству рукописи и стилю орнамента, памятник попал в Коневский монастырь из Новгорода.]

Не исключено, что, например, в Коневском или Валаамском монастырях, поддерживавших с Новгородом тесные связи, могли создаваться произведения, мало чем отличавшиеся от новгородских, Однако большинство происходящих из Обонежья икон по сравнению с собственно новгородским искусством несет особый отпечаток, хотя живопись этого крестьянского края, глухого и отдаленного, и не составляет замкнутой стилистической группы. Своеобразие местных памятников XIV — XV вв. проявляется в разной степени и в равных формах. При этом зависимость от Новгорода остается еще весьма ощутимой. Тем не менее, перед нами особое художественное явление, развивавшееся хотя и в рамках новгородской школы, но ставшее ее ветвью, ее локальным вариантом.



Читайте далее: Икона «Апостол Петр». XIV век

 → Главная   → Библиотека   → Живопись Обонежья. Смирнова Э.С.   → Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика