История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | Э. С. Смирнова. Живопись ОбонежьяОбонежье в XVI векеШестнадцатый век был ярким периодом в искусстве Обонежья. В местной живописи происходят сложные и противоречивые процессы, нельзя ограничиться характеристикой какого-либо одного из них, упуская из виду остальные. Традиции новгородского искусства держатся здесь-на протяжении всего столетия, но все более активно ощущается влияние московской живописи. Сохраняется архаизм, хотя постепенно проникают черты, свойственные всей русской живописи XVI в. Примечательно, что, отчасти воспринимая общерусские элементы, местная иконопись вместе с тем обретает «собственное лицо». Вырабатываются самостоятельные художественные приемы, и искусство Обонежья уже не растворяется в неопределенных «северных письмах», а очерчивается достаточно резко. XVI век стал для Обонежья временем большого экономического и культурного подъема. В конце XV в. Обонежье вместе со всей Новгородской землей вошло в состав Русского государства. Окрепли его связи с другими областями Руси, выросло население. Несмотря на то, что пролегавшие ранее через Обонежье пути из центра Руси на Север потеряли свое прежнее значение (теперь главные пути проходят через Вологодскую и Двинскую земли) в крае в это время расцветает торговля и развиваются ремесла [Р. Б. Мюллер. Очерки по истории Карелии XVI — XVII вв. Петрозаводск, 1947], что объясняется усиливающимся экономическим обменом между различными областям страны. Растут посады Ладоги, Корелы и Орешка, многочисленные- «рядки» казавшиеся иноземным путешественникам «маленькими городками» [Томас Соутэм и Джон Спарк. Английские путешественники в Московском государстве в. XVI в. Перевод с англ. Ю. В. Готье. Л., 1937]. Особенно разительные перемены происходят в Поморье, где строится множество крепостей-острогов и крупных промысловых посадов: Кемь, Сума, Шижня Вирма, Колежма, Сорока, Шуерецкое и др. В эти волости «приезжают всякие торговые люди, поморцы, и каргопольцы, и двиняне, и новгородцы, и заонежцы, и соль и рыбу и всякой товар покупают». [«Таможенная грамота Соловецкому монастырю 1691 г.» — Р. Б. Мюллер. Очерки по истории Карелии] Старые обонежские погосты в это время дробятся, внутри каждого иа них рождаются новые округа, многочисленные «выставки». Быстро растут древние монастыри, и возникает масса новых, более мелких. Памятники деревянного зодчества, сохранившиеся от этого времени на территории края, свидетельствуют о высоком уровне строительного искусства в Обонежье (остатки Кемского и Сумского острогов, церкви в 10ксовичах, Шеменичах, Линдозере, Шуерецком, Муезере, Челмужах и др.) . Плотники Карелии славились в XVI в., и их часто приглашали не только в соседние северные области и в Новгород, но и в Москву/ [Н. Никольский. Кирилло-Белоаерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в., т. I, вып. 1. CII6., 1897; Б. Д. Греков. Очерки иа истории хозяйства Новгородского Софийского дома XVI — ХУН вв.— Л8АК, т. 33; С. В. Бахрушин. Очерки по истории ремесла, торговли и городов Русского централизованного государства XVI — XVII вв.— С. В. Бахруши н. Научные труды, т. i. М., 1952 и др.] На подъем культуры Обонежья указывает и обилие найденных здесь рукописных книг XVI в., появление местных авторов, в том числе среди карельского населения. Об одном из них — «философе» Федоре Чудинове, написавшем историю Карелии и Лапландии и стремившемся создать карельский алфавит, сообщает голландский путешественник Симон ван Салинген. [А. И. Филиппов. Сообщение Симона ван Салингена.— «Литературный вестник», 1901, кн. 3, стр. 297 — 321 (текст и комментарии); «Очерки истории СССР. Период феодалиама. Конец XV в.— начало XVII в.». М., 1955, стр. 637 (раздел написан И. Н. Шаскольским).] В этот период в изобилии строились церкви и часовни и приходилось изготовлять много икон. Не случайно от XVI в., по сравнению с предыдущими столетиями, сохранилось так много памятников. Вряд ли это объясняется только меньшей хронологической удаленностью от нас данного периода. Правда, экономический и культурный рост области затруднялся многочисленными набегами шведов и «каянских немцев», особенно участившимися после Захвата Корельского уезда (1583), когда Обонежье приобрело пограничное положение. Документы последней четверти XVI в. рисуют картину жестокого разорения: «xopoмы пожгли», «крестьян побили и в полон поймали немецкие люди», а от церквей остались лишь «места церковные». Это не могло не сказаться на художественной жизни, хотя она продолжала теплиться и в эти тяжелые годы, о чем свидетельствует сохранение стилистической традиции XVI в. в памятниках начала следующего столетия. Прогрессивные сдвиги, происходившие в жизни края, оживление во всех областях культуры сопровождалось и крупными изменениями в искусстве. XVI век не стал временем расцвета местной живописи, качество произведений оставалось, как правило, невысоким, но это был период интенсивных художественных исканий, переосмысления старых традиций и выработки новых приемов. Читайте далее: Монастыри в Обонежье в XVI веке
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |