История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | Э. С. Смирнова. Живопись ОбонежьяОт автораВ художественном наследии русского средневековья, с его необычайным богатством локальных школ, есть еще много необследованных участков и невыясненных проблем. Даже многие иа крупнейших художественных центров, игравших ведущую роль в развитии искусства, изучены лишь в общих чертах. Тем более это касается далеких окраин, в том числе северных. Живопись Севера в известном смысле явление провинциальное, и изучать ее было бы гораздо легче уже после того, как будут полнее исследованы основные художественные школы. Однако множество ежегодно открывающихся северных памятников не позволяют выжидать благоприятного момента. Современный уровень научных Знаний настоятельно выдвигает задачу исследования «северных писем». Обонежье, как называли Земли по берегам Онежского озера и прилегающие к ним районы,— одна из обширных северных областей древней Руси. Это сокровищница памятников деревянного Зодчества, родина знаменитых народных портов-сказителей. Но до недавнего времени живопись оставалась неведомой областью местного художественного творчества. Почти все иконы Обонежья были найдены лишь в последние годы. Они открывают новое течение в древнерусском искусстве, отличающееся как от живописи крупных русских центров, так и от иконописи соседних северных областей. Иконы Обонежья расширяют представление о многогранной культуре русского Севера. Характер книги обусловлен обилием и новизной открывшихся произведений. Автор стремился прежде всего выделить действительно обонежские иконы среди памятников других школ, представить ход развития местного искусства, выяснить его связи и отношения с живописью иных областей Руси. Беp этого вряд ли было бы возможно высказать обоснованные суждения о северном искусстве. Дальнейшее развитие науки, исследование различных сторон культуры Севера, вероятно, позволит в будущем с большей полнотой определить художественное Значение и особенности живописи Обонежья, чем вто удалось сделать в данной книге. Автор пользуется случаем принести глубокую благодарность В. Н. Лазареву, Н. Г. Порфиридову, Н. Е. Мневой, Н. А. Деминой, В. К. Лауриной и И. П. Шаскольскому за советы и критические Замечания. Нельзя не упомянуть и о дружеской помощи сотрудников Отдела древнерусского искусства и реставраторов Гос. Русского музея, работников Музея изобразительных искусств Карельской АССР и Кижского Заповедника, а также участников Карельских экспедиций Гос. Русского музея, разделивших с автором трудности поисков обонежских икон. Читайте далее: Введение-1
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |