История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | Э. С. Смирнова. Живопись ОбонежьяРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряЭтот тип убранства установился в Обонежье, как мы видели, еще в XV в. Таков двухъярусный иконостас, например, в церкви Лазаря «на гробищах» (на кладбище) Муромского монастыря. «Да 3а манастырем же ва полем церковь во имя Лаварево Воскресенье древяна клецки. А в церкве образов: образ весной Лазарево Воскресенье на краске; образ Пречистые Богородицы Одигитрея на краске; деисус и двери царские и сень и столбцы на краске; да в олтаре ва престолом обрав Пречистые Богородицы Одигитрея, а на другой стороне образ. Николая чудотворца на краске. Крест выносной на краске, индитья и покров крашенинные», [«Олонецкие губернские ведомости», 1850, № 47.] — описание дает возможность ясно представить скромное убранство маленькой северной церковки.
Предлагаемая схематическая реконструкция этого иконостаса основана на сведениях писцовой книги и сохранившихся фрагментах убранства (царские врата со столбиками и часть «Деисуса»). [Эта церковь вместе с утварью в 1958 г. переведена в Кижский заповедник. Царские врата и «столбцы» сохранились. От «Деисуса» XVI в. осталось шесть икон: архангелы, Петр и Павел и Флор и Лавр. Средних трех икон — Спаса, Богоматери и Предтечи — сейчас нет. Древние иконы «Деисуса» сдвинуты к центру,и оставшееся по сторонам место заполнено четырьмя грубыми поздними досками с изображением стоящих евангелистов. В местном ряду сейчас помещены «Нерукотворный Спас» и «Даниил Столпник». На двери жертвенника — изображение «Благоразумного разбойника». Некоторые сведения об иконах Муромского монастыря: ~. С. С мирнова, И. Н. Наньшина. Экспедиции в Карельскую АССР.— «Сообщения ГРМ», вып. VII. Л., 1961, стр. 67. В 1877 г. иконостас был зарисован Л. В. Далем (Л. В. Д аль. Старинные деревянные церкви Олонецкой губернии.— «зодчий», 1877, № 11, стр. 97, рис. 8). Почему-то в тот момент на тябле вместо «Деисуса» стояли мелкие «пядницы» и резные деревянные кресты. Может быть, «Деисус» в это время поновлялся? Известно о поновлении икон в 1874 г. (ИАК, вып. 57. Пг., 1915, стр. 174). Сама Лазаревская церковь считается построенной при жизни Лазаря Муромского (ум. 1391), и ее относят к числу самых древних сохранившихся деревянных сооружений. Отметим, однако, что в ее интерьере нет ни одного памятника старше XVI в. Л. В. Даль был склонен относить основание церкви к XVI в. и указывал на стоявший рядом крест, датированный концом ХЧ1 в. Вероятно, Д. К. Тренев также опирался на мнение Даля, когда относил этот иконостас к XVI — ХЧП вв. (Д. К. Тренев. Иконостас Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря. М., 1902, стр. 26). Это замечание мы отнюдь не связывает со спором источниковедов о времени возникновения Муромского монастыря и о подложности или подлинности «завещания Лазаря Муромского».] Деисусный чин в небольших церквах иногда делался на цельной горизонтальной доске. Таков семифигурный «Деисус» из д. Есино (Заонежье) [КМИИ, инв. И-184.] (рис. 33).
Между фигурами здесь сделаны розовые разгранки, словно в подражание чинам, состоящим ив отдельных икон. Н. П. Лихачевым издан «Деисус» такого же типа. .[Н. П. Лихачев. Материалы для истории русского иконописания, т. 1. СПб., 1906, рис. 185.] Судя по характерному орнаменту на полях, он имеет северное происхождение. Среди сохранившихся северных памятников ХVIIв. чины на цельных горизонтальных досках встречаются в изобилии.
[Мы имеем в виду крупные иконы, стоявшие в иконостасе в качестве деисусного ряда. Особую группу составляют небольшие доски с изображениями и полнофигурными, и поясными, и оглавными. Их очень много на Севере. Поля нередко покрыты изящными орнаментами. Они могли помещаться и над входом в здание и внутри на стенах. Подобное использование маленьких «чинков» часто можно видеть в северных церквах XVII — XIX вв.
Одновременно продолжали существовать и иные, гораздо более архаические формы убранства интерьера. Поскольку они описаны лишь сравнительно поздним источником, постольку не может быть полной уверенности в том, что каждый их элемент восходит к глубокой древности. Нам представляется более осторожным рассматривать их в связи с северной культурой XVI в., избегая стремления реконструировать с их помощью более древние этапы развития иконостаса и лишь попытавшись с большой долей гипотетичности выделить самые архаические типы среди перечисляемых писцовой книгой. Во всех описываемых нами далее иконостасах есть нижний, местный ряд. В его составе не имеется особых отклонений от сложившихся канонов, Среди прочих там непременно присутствует храмовая икона, а также изображение Христа (иногда не отдельно, а в евангельской сцене) и Богоматери. Убранство же единственного верхнего ряда — «тябла» — отличается большим разнообразием. Самым древним типом мы склонны считать тот, когда на тябле ставилось просто несколько чтимых икон. В их расположении нет «деисусного» строя, хотя и заметно стремление поместить в центре наиболее значимую икону, где присутствовало бы изображение Христа. Чаще всего это «Нерукотворный Спас». Таков иконостас в «сельце» Горы на Видлице: «Сельцо Горы, на реке на Видлице, а в нем церковь святых апостол Петра и Павла, древяна клецка, поставлена вновь. А в церкве божия милосердия образов: в дейсус места на тябле образ Нерукотворенный господа нашего Исуса Христа, на краске, большая пятница...». По сторонам «на одной цки»— иконы Николы, Параскевы Пятницы, Воскресения и архангела Михаила. В местном ряду были иконы Рождества Христова, Одигитрии, Ильи Пророка и «Петр и Павел стоящей». [«Олонецкие губернские ведомости», часть неофициальная, 1849, № 3. Хотя здание и названо церковью, но, судя по отсутствию царских врат, писцы имели в виду часовню. По-видимому, такую архаику вообще можно было чаще встретить не в церквах, а в часовнях.] Подобным образом украшают церкви в глухих углах Карелии даже в конце XVII в., о чем свидетельствует икона из д. Пелкула Паданского погоста: на длинной горизонтальной доске в центре представлен «Нерукотворный Спас», а по сторонам семь праздников и «Чудо о Флоре и Лавре». [МИИ, инв. И-190. Упом.: «Живопись древней Карелии». Каталог выставки. Петрозаводск, 1964, стр. 9. Ивображения «Нерукотворного Спаса» вообще были очень популярны в Обонежье. Еще порт Федор Глинка во время своих путешествий по Карелии в 20-х годах XIX в. Ваметил, насколько часто там встречается «древностью почтенной карельский Спас» (Поама «Карелия», 1830 г. См. Федор Глинка. Стихотворения.— «Библиотека поэта», малая серия. Л., 1951, стр. 252). В КМИИ хранится огромная, очень интересная, но еще не расчищенная икона Спаса из Муромского монастыря. На обороте плохо читаемая вкладная XVII в.: «Лета 71... июня 7 д... положил обраа нерукотворены Спасов в Муром... монастырь в дом Иоанна Предтечи Василий Микифоров сын...».] Такое далекое от канона убранство восходит, вероятно, еще ко временам резного деревянного тябла ив Гос. Исторического музея. Отметим разнообразие центральных изображений в этих композициях — то «Нерукотворный Спас», то одна из евангельских сцен, в которых присутствует Христос-«Распятие» (как в гимовском тябле), «Сошествие во ад» (как во втором горизонтальном «Деисусе» из д. Пелкула [КМИИ, инв. И-191. Упом.: «живопись древней Карелии». Каталог выставки..., 1964]). Находим на Севере и тот тип иконостаса, когда на тябле в центре стоит самый простой, т. е. трехфигурный, «Деисус», а по сторонам — разнородные иконы. Например, в д. Верхняя Толмачева на Мегреге: на тябле посредине — «Спас», «Богоматерь» и «Предтеча», а по сторонам — иконы Покрова, Николы, Власия, Ильи и Георгия. [«Олонецкие губернские ведомости», часть неофициальная, 1849, № 1.] В Обонежье одновременно сосуществуют несколько разновидностей иконостаса: самый архаический тип без «Деисуса» с разнородными иконами на тябле или с простым трехфигурным «Деисусом», фланкировавшимся изображениями популярных святых; двухъярусный иконостас с деисусным чином и местным рядом, установившийся здесь в XV в. и сохранившийся на протяжении XVI; и, наконец, многоярусный с праздниками и даже с пророками, соответствующий общерусским обычаям той поры. Читайте далее: Иконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI век
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |