История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | Э. С. Смирнова. Живопись ОбонежьяСведения о заказчиках книг и иконНаличие «деревенского» иконописания косвенно подтверждается и сведениями о заказчиках икон. Среди них встречаются сельские священники, иноки небольших «пустынек», отдельные крестьяне и целый крестьянский «мир». Заказчик житийной иконы Параскевы из Типиниц — 1660 г.— «типиницкой волости священноиерей Иван Естафьев». [ГРМ, инв. ВХ-35915.] Заказчики уже названной иконы 1670 г. из Сумы — «Нигозерской пустыни строитель Корнилий з братом Данилом». Икону Флора и Лавра в житии Заказали в 60-х годах XVII в. для своей церкви крестьяне Яндомозерской волости. [КМИИ, инв. Э-116] В 1751 г. в часовню д. Кургеницы близ Кижей положил «Деисус» «радением своим житель Омелян Семенов Семиных». [КМИИ, б/№] В соседнем Каргопольском крае, в с. Свидское, хранилась икона «Воскресения», написанная в 1695 г. «по совету мирских людей». [ИАК, вып. 32. СПб., 1909, стр. 7 — 10.] В ГТГ находится «Троица», относящаяся по стилю к северным письмам. На ее обороте читается Запись о поновлении иконы в 1680 г. Василием Поповым (?) «по ряде церковного старосты. Лукияна Галахтионова и мирских людей, при свещеннике Ассоне Десьеве» [В. И. Антонов а, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. II, № 1018.]. Среди заказчиков и покупателей книг мы также встречаем крестьянский «мир» или выступающих от его имени церковных старост. Мирские люди» купили в 1623 г. сборник «к Николе чудотворцу на Колодо озеро» (на территории Пудожского погоста). [Н. А. Бакланова. Значение владельческих записей на древнерусских книгах как источника для истории русской культуры.— «Археографический ежегодник за 1962 г.». М., 1963, стр. 199. ] В Двинской земле в 1542 г. был переписан Октоих «повеленьем... старосты церковного и всех крестьян Княже-островские волости». [БАН, Архангельское собрание, № 4090.] Естественно предположить, что эти крестьянские общины, отдельные «жители», деревенские попы обращались к местным художникам, а не в крупные монастыри или далекие города. Иногда сельские иконописцы и переписчики книг выполняли заказы весьма значительных (для данного края) лиц. Указания на это содержатся в некоторых памятниках Подвинья. Заказчики евангелия 1533 г.— «Василий да Федор Алексеевы дети Бачюрина». Семья Бачуриных — самая богатая в Куростровской волости [А. И. Копанев. Куростровская волость во второй половине XVI в. (к истории подвинского крестьянства).— Сб. «Академику Борису Дмитриевичу Грекову ко дню семидесятилетия». М., 1952, стр. 166.], Василий Бачурин был двинским сотским. [«Сборник грамот Коллегии экономии», ст. 98.] Заказчик иконы 1555 г. ив Неноксы — Семен Григорьевич Кологривов — представитель целой династии богатейших ненокоцких промышленников, владельцев соляных варниц и рыбных угодий. [С. В. Рождеcтвенский. «Двинские бояре» и двинское хозяйство XIV — ХV вв.— «Известия АН СССР», Отделение гуманитарных наук, 1929, № 2, стр. 139.] Кологривовы имели обыкновение постригаться в старосты за большие вклады в расположенный рядом с Неноксой Николо-Корельский монастырь. [«Сборник грамот Коллегии экономии», ст. 140.] То, что эти лица обратились со своими Заказами не в крупные монастыри типа Николо-Корельского или Сийского, а к «Давыдцу Михайлову сынишке» и «Сеньке Иванову сыну дьяку», свидетельствует о большой популярности сельских мастеров. Читайте далее: Сельские иконописные мастерские
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |