История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | Э. С. Смирнова. Живопись ОбонежьяСведения письменных источников о художниках на севереСтилистическое своеобразие северных икон не оставляет сомнения в существовании здесь собственных иконописцев. Однако, безусловно, представляет интерес размещение художественных центров или отдельных мастерских, а также социальное положение мастеров как вообще на Севере, гак, в частности, в Обонежье. Сведения об этом содержатся в письменных источниках: в записях на самих иконах и на рукописях, в писцовых книгах, юридических документах, агиографической литературе. Самые ранние сведения, касающиеся Обонежья, относятся лишь к концу XV в. Ввиду неполноты известий XV — XVI вв. мы привлекаем с определенными оговорками данные XVII в. и даже ХИП в.— при прочности традиций на Севере можно по более поздним условиям судить и о предшествующей поре. Для решения некоторых вопросов мы опираемся и на известия, касающиеся соседних близких по культуре северных областей, в частности Подвинья. Все эти данные отрывочны, их недостаточно для исчерпывающего разрешения указанных проблем. Они позволяют сделать лишь некоторые предположения. Как известно, Обонежье отличалось относительно слабым развитием городской культуры по сравнению не только с центром страны, но и с другими северными районами — Двинской и особенно Вологодской областями. Но все же этот край не был целиком деревенским. Уже в новгородский период поблизости возникли города Корела, Орехов и некоторые менее значительные поселения городского типа. [С. Гадзяцкий. Карелы и Карелия в новгородское время. Петрозаводск, 1941, стр. 129 135] В XV в. стали образовываться многочисленные «рядки» [В. Н. Бернадский. Новгород и Новгородская земля в ХЧ веке. М.— Л., 1961, стр. 115 — 116.], бурно разраставшиеся в следующем столетии. В XVI в. быстро развивается Тихвинский посад, а в середине XVII в. крупным центром становится Олонец. Рядом, на юге, лежала Ладога. Ее значение в художественной жизни страны было особым. Здесь, несомненно, работало немало иконописных мастерских. Теперь мы не можем судить о характере работ этих мастерских, так как происходящие оттуда памятники распылились по музейным собраниям, потеряв свои «паспорта». Однако вряд ли художникам Ладоги, «пригорода» Новгорода, издавна тесно связанной с ним по культуре, принадлежали многочисленные иконы «северных писем», которые найдены в Обоножье. Более удаленные от Новгорода Корела и Орехов были тоже относительно крупными городами. Их посады возникли еще в XIV в. и стали особенно многолюдными к XVI в. В каждом городе имелось по нескольку церквей и монастырей. [Корела: монастыри Воскресенский, Егорьевский, Никольский, Иоанна Предтечи; церковь Спасская. Орехов: монастыри Никольский и Рождества Богородицы; церковь Иоанна Предтечи. См. Архим. Сергий. Черты церковно-приходского и монастырского быта в писцовой книге Вотской пятины 1500 г. СПб., 1905, стр. 91 — 95.] Сомнительно, чтобы их убранство — «образы и всякое церковное строенье», погибшее после Захвата этих мест шведами в начале XVII в., было целиком привезено из Новгорода. На посадах Корелы и Орехова, а также в некоторых «рядках», по сведениям XVI в., жили мастера, чьи профессии были связаны с искусством: так в Орехове и Кореле названы «красильники», набивавшие узоры на холстах [По описи 1569 г. См. А. И. Ильинский. Городское население Новгородской области в XVI в., ч. II. Города.— «Историческое ободрение», 1897, IX, стр. 191 и 192. Отметим большое развитие ткачества в Обонежье в XVI в. См. С. В. Бахрушин. Очерки из истории ремесла, торговли и городов Русского централизованного государства XVI — начала XVII вв.— С.В. Бахрушин. Научные труды, т. 'I. М., 1952, стр. 90 — 91.], среди жителей рядка на прионежском Шуйском погосте был «Ушак серебреник» [' «Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1553 гг,.». Л., 1930, стр. 113.]]. О существовании иконописных мастерских в этих центрах косвенно свидетельствует и запись на житийной иконе Иоанна Предтечи,исполненной в 1562 r.: «по обещанию всих посадских ориховских жильцов и волостных людей и по радинию» [ГРМ, инв. 1705, не расчищена. Икона представляет большой интерес как единственное произведение живописи, связанное с Ореховом, памятники которого погибли в период шведской оккупации.]. Правда, «посадские жилцы» выступают как заказчики, и остается неясным, куда они обратились со своим заказом. Однако названные города имели преимущественно оборонительный, крепостной характер, и, судя по составу ремесленных специальностей, их посадское население было связано с обслуживанием военного «гарнизона» [А. И. Ильинский. Городское население..., ч. П; стр. 124 — 243; В. И. Громов, Л. П. Потемкин, И. П. Шаскольский. Приозерск. Л., 1960, стр. 19.]. В рядках на Неве и Ладоге жили главным образом рыболовы и кузнецы, а на Свири и Онежском озере — «торговые люди» [А. И. Ильинский. Городское население..., ч. 1. Рядки, посады, погосты.— ЖМНП, 1876, июнь, стр. 211 — 278.]. Читайте далее: Монастырские иконописные мастерские
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |