История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | Э. С. Смирнова. Живопись ОбонежьяСеверная живопись XV векаЭкономические и культурные связи Каргополя и Обонежья были довольно тесными. Кроме того, на территории самого Обонежья были владения Кирилло-Белозерского монастыря. [«Материалы по истории Карелии ХII — ХIV вв.». Под ред. В. Г. Геймана. Петрозаводск, 1941, стр. 265 — 267.] Не случайно в Муромском монастыре, расположенном неподалеку от Пяльмы, были найдены чиновые иконы начал: XVI в., в которых заметно влияние московского искусства. [Иконы с изображениями Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Петра митрополита, Сергия Радонежского. ГРМ, инв. 2905, 2906, 2904 и ВХ-42336. ] Обонежские иконы XV в. показывают, что край оставался провинцией Новгорода не только в политическом, но и в культурном отношении. Искусство Новгорода имело для северных мастеров огромное значение, служило объектом подражания. Вероятно, иконописцы нередко копировали новгородские иконы, попадавшие на Север. В местных памятниках отразилось разнообразие направлений в современном им новгородском искусстве и, может быть, следы бытовавших здесь древних образцов (если верно наше предположение о Богоматери из Вегоруксы). Разновременное и разностильное смешивается в этих иконах. Стилистическая пестрота обонежских памятников во многом объясняется разобщенностью художников. Как показывают сохранившиеся от более позднего времени письменные источники, местные иконы создавались мелкими мастерскими, а иногда работавшими в одиночку деревенскими мастерами. Новое очень медленно проникает в северную живопись. Она отстает в своем развитии от новгородской. Многие иконы неумелы, даже примитивны по исполнению. Однако своеобразие местного искусства не сводится к атому. Оно выражается в более существенном — в особом восприятии мира северными художниками, в ином обратном строе их произведений. В этих иконах словно отравилась суровость и простота людей Севера. Их святые коренасты и мужиковаты, решительны и простодушны. В XV в. живопись самого Новгорода постепенно склоняется, по выражению В. Н. Лазарева, «к изящному и мягкому», и контраст между искусством Новгорода и его северной провинции выступает все более сильно. XV век — время большой популярности новгородского искусства. Его влияние заметно не только на территории политически Зависимых земель, но даже в таких отдаленных местах, как Кирилло-Белозерский монастырь. [В.Н. Лазарев. Живопись и скульптура великокняжеской Москвы.— «История русского искусства», т. Ш. М., 1955, стр. 190; его ж е. Дионисий и его школа.— Там же, стр. 484;.Ю. Н. Дмитриев. Одна из лицевых рукописей Новгорода.— «Из истории русского и западноевропейского искусства». М., 1960, стр. 63; Р.С. Смирнова. Две иконы на Кирилло-Бeлозерского монастыря.— «Сообщения Гос.Русского музея», вып. VIII. Л., 1964, стр. 93 — 104.] Иконы новгородского круга попадали в Дмитров, давно вошедший в состав Московского княжества .[ Е. М. Кристи, С. В. Ямщиков. Два памятника новгородской живописи из Дмитровского краеведческого музея.— Сб. «Возрожденные шедевры». М., 1963, стр. 28 — 34.] Живопись Вологды в XV в. также испытывала некоторое воздействие Новгорода. [«Богоматерь Грузинская» с фигурой Иоанна- Лествичника на поле нз Каргополя в Вологодском музее (воспр.: Е. С. Овчинникова. Новый памятник станковой живописи ХЧ века круга Рублева.— Сб. «Древнерусское искусство XV — начала XVI веков». М., 1963, стр. 115).] Новгородские приемы, проникая в эти далекие края, подчинялись местным условиям, сочетались с древними местными культурными традициями. Новгородское искусство разветвлялось, образовывались его многочисленные варианты. Многие памятники можно относить к новгородской школе лишь с очень большой долей условности. Наиболее близкую аналогию живописи Обонежья можно найти в искусстве Двины. Правда, там продолжало существовать и то направление, которое было связано со среднерусской художественной традицией. Так, в иконе «Сошествие во ад» из с. Осиновое [ГТГ. В. И. Антонова, Н. И. Мнева. Каталог..., т. I, № 322.] использован нежный лиловато-розовый цвет, как в житийном Николе из погоста Большие Соли на Волге. [ГРМ. См. В. И. Антонова. Московская икона начала XIV века..., стр. 383, рис. 2.] Можно предположить, что северный мастер был знаком с памятниками ростовского искусства. Иное течение, связанное с новгородской культурой, представлено «Чудом Георгия» из погоста Нермуши на Онеге [Гос. Эрмнтаж. Воспр.: А.Косцова. Экспедиции 1959-1960гг. по выявлению н собиранию произведений древнерусского искусства.— «Сообщения Гос. Эрмитажа», вып. ХХШ. Л., 1962, стр. 69.]. Икона восходит к тому же иконографическому варианту, что и краснофонный «пашский Георгий» [ГРМ, Воспр.: «История русского искусства», т. II. М., 1954, вклейка у стр. 220]. Но двинские мастера существенно видоизменили новгородский оригинал: фигура всадника потеряла рыцарственную утонченность, движение стало не столь стремительным, вместо сказочного коня изображена коренастая лошадь, ослепительная киноварь сменилась мягкими охрами. Между этим «новгородским» направлением в искусстве Подвинья и живописью Обонежья в XV в. все еще нельзя провести четкую границу. Сравнивая искусство Обонежья и Архангельского края, необходимо принять во внимание, что сейчас известно еще очень мало двинских икон XV в. Возможно, что будущие находки в двинских селах позволят более ясно определить его своеобразие по сравнению с соседним Обонежьем. Памятники обширного новгородского круга образуют сложную, пеструю картину. Среди них вырисовываются произведения, которые тяготеют к «северным письмам» или составляют как бы переходное Звено между искусством самого Новгорода и его многочисленных провинций. Таковы, например, поясной «Никола» XIV в. с узорным нимбом [ГРМ инв 2058], краснофонный складень рубежа XIV и XV в. с изображением Николы, Власия, Флора и Анастасии [ГТГ. См. В. И. Антонов а, Н. Е. Мне в а. Каталог..., т. I, М,35, табл. 41.], «Никола, Илья, Параскева и Власий» того же времени [ГРМ. См. В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода, табл. 89-б.], «Восхождение Ильи» XV в. [ГРМ. См. Н. П. Лихачев, Манера письма Андрея Рублева. СПб., 1907, стр. 65.] Эти иконы могли быть созданы и на Севере, и в иной новгородской провинции, и в каких-то посадских мастерских Новгорода. К сожалению, художественный облик этих «низовых» новгородских мастерских изучен еще недостаточно. Для характеристики художественных течений в собственно новгородском искусстве многое могло бы дать исследование книжной миниатюры, где памятники локализуются более точно. Тогда можно было бы с большей определенностью судить о многообразии и взаимодействии местных направлений в искусстве .новгородской школы. Дальнейшее изучение искусства Новгорода позволит, быть может, говорить не только о зависимости северной и вообще провинциальной живописи, от культуры центра, но и поставить вопрос об обратной связи: о роли провинциальных течений в сложении демократической новгородской культуры. Живопись Обонежья не превратилась в самостоятельную школу. Не только в XIV, но и в XV в. она питалась художественными идеями Новгорода и была лишь одним из локальных вариантов новгородского искусства. Но ей принадлежит весьма значительное место в том сложном многообразном полифоническом явлении, которым была новгородская школа. Памятники Обонежья дают представление о мощном пласте народного крестьянского искусства, которое существовало в новгородской провинции. Читайте далее: Обонежье в XVI веке
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |