История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | Э. С. Смирнова. Живопись ОбонежьяТенденции обонежской живописи в конце XVI векаБыло бы неверно переоценивать обонежскую живопись XVI в. Уже утрачена та сила и мужественность образа, которая отличала лучшие местные памятники «новгородской» поры. Во многих иконах исчезает прежняя острота и выразительность характеристики. Ощущается склонность к дробной, суховатой и мелочной разделке. Резко падает качество исполнения, что особенно сказывается по мере приближения к концу столетия. Появляется масса икон, написанных непрофессионально и беспомощно. Они выделяются своей примитивностью даже по сравнению с далеко не совершенными по мастерству произведениями XIV — XV вв. Это снижение художественного уровня, вероятно, во многом объясняется общерусскими причинами. Эпоха наивысших достижений русской иконописи осталась позади. Живопись этого времени «утратила былую цельность и эпическую величавость образа». [Н. Е. Мнева. Укрепление русского централизованного государства и превращение его в многонациональное.— «История русского искусства», т. Ш. М., 1955, стр. 244.] Но были, кажется, и другие, чисто местные причины этого явления. Быстрое развитие края в начале века, бурное строительство требовали множества новых икон. Все чаще их создают деревенские, «доморощенные», неумелые художники. Немалую роль сыграло и разорение края набегами интервентов в конце столетия, что привело к упадку художественной жизни. Среди многочисленных направлений русской живописи XVI в. искусство Обонежья занимает особое место. Как и все «северные письма», оно бесконечно уступало произведениям центральных районов в профессиональном мастерстве. Отметим все же, что оно не было захвачено стандартностью, стереотипностью, изощренной ремесленностью, столь сильными в искусстве центра. В лучших памятниках сохраняется живая наблюдательность, подкупающая непосредственность и свежесть. Эти общие качества всего северного искусства проявляются в обонежских иконах в своеобразной форме. В местной живописи намечается самобытный образный строй, самостоятельный художественный язык. Как известно, в русском искусстве XVI в. происходят два активных процесса: с одной стороны — нивелировка, стирание областных стилистических различий, постепенное угасание когда-то первенствовавших художественных школ; с другой — новая дифференциация искусства, формирование иных художественных центров. [См., например, Ю. Н. Дмитриев. Одна из лицевых рукописей Новгорода.— C6. «Из истории русского и западноевропейского искусства. Материалы и исследования». М., 1960, стр. 63 — 64; Н. Е. Мнева. Древнерусская живопись Нижнего Новгорода.— «Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования», сб. 2. М., 1958, стр. 28 — 36; В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог..., т. II, стр. 160-250.] Искусство Севера более активно, чем искусство каких-либо иных областей, противостояло процессу «нивелировки». Особенно что относится к памятникам Обонежья. И если местная живопись в чем-то иногда перекликается с «письмами» иных районов Севера, то от искусства центра она отличается разительно. Огромный северный край, частью которого было Обонежье, жил в XVI в. совсем особой жизнью. В его культуре были очень сильны самобытные черты. Живопись Севера демонстрирует сложность процесса развития русской художественной культуры XVI в., многообразие ее местных вариантов. Читайте далее: Сведения письменных источников о художниках на севере
|
Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
Икона «Деисус» «Русский музей» |
Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |