![]() |
![]() |
История | Сюжеты икон | События | Заметки | Библиотека |
БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.От автораВведение-1Введение-2Введение-3Введение-4Введение-5История изучения «северных писем» 1История изучения «северных писем» 2История изучения «северных писем» 3История изучения «северных писем» 4Живопись Обонежья в Новогородское время (XIV — XV вв.)Икона «Апостол Петр». XIV векИкона «Апостол Петр». Происхождение. XIV векИкона «Илья» из деревни Пяльма. XIV векИкона Николы и Филиппа из Телятникова. XIV векОсобенности живописи северных областей. XIV векКультура Подвинья. XIV векЖивопись Обонежья в XV векеИкона «Пётр и Павел» из Пяльмы. XV векИкона «Евстафий и Трифон» из Пяльмы. XV векИкона «Сошествие во ад» из Сойгинцев. XV векИкона «Успение» из Кижей. XV векИконостасы обонежских церквейВыносная икона «Николы» из Пирозеро. XV векИкона «Деисус с избранными святыми» из Кондопоги. XV векКолорит обонежских иконИкона «Илья Пророк» из села Воробьево близ Машезера. XV векПоясная икона «Николы» из Вегоруксы. XV векИкона «Богоматери Знамение» из Вегоруксы. XV векИкона «Никола» из Пяльмы. XV векИкона «Никола в житии» из Теребужского погоста. XV векСеверная живопись XV векаОбонежье в XVI векеМонастыри в Обонежье в XVI векеИконостасы и убранство церквей в XVI векеРеконструкция иконостаса церкви Лазаря Муромского монастыряИконы «Покров» и «Чудо Георгия» из Теребужского погоста. XVI векСамобытность живописи Обонежья в XVI векеИконы «Покров» и «Страшный суд». XVI векИкона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий и Спиридоний» из Типиниц. XVI векИкона «Святой Климент». XV векИкона «Деисус» из д. Есино. XVI векИкона «Святой Никола с избранными святыми» из д.Есино. XVI векИкона «Святой Власий» из-под Олонца. XVI векИкона «Преображение» из д. Суйсари. XVI векЖивопись Обонежья второй половины XVI векаЖивопись Двинской земли в XVI векеЗакономерности развития вологодской, двинской, обонежской живописиИкона «Никола в житие» из Ковды. XVI векИконопись и народное декоративное искусствоТенденции обонежской живописи в конце XVI векаСведения письменных источников о художниках на севереМонастырские иконописные мастерскиеСведения о художниках и писцах Двинской землиСведения о заказчиках книг и иконСельские иконописные мастерскиеЗаключение. Северные письмаЗаключение. Индивидуальность и гармония северной живописиМосковская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. Древнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. | Э. С. Смирнова. Живопись ОбонежьяИкона «Святой Климент», конец XV в.В других местных памятниках уже исчезает насыщенность и сила цвета. Колорит оказался наиболее изменчивым, подвижным элементом обонежского искусства. Самой же консервативной стороной были приемы письма ликов. Здесь устойчиво держались старые традиции. Энергичные блики, глубокие тени, резко скошенные глаза придают лицам святых взволнованное тревожное выражение. Поэтому многие иконы конца XV — XVI в. сохраняют архаическую для этого времени эмоциональную напряженность образа. Так трактованы лица и в кижском «Покрове», и в «Страшном суде», и в трехрядной иконе ив Типиниц. Это заметно и в поясной иконе Климента, самого конца XV в., из собрания Н. П. Лихачева.
[ГРМ инв. 109. Точное происхождение иконы, как и других памятников из собрания Н. П. Лихачева, остается неизвестным. Мы относим ее к Обонежью на основании стилистических признаков. Культ Климента был очень распространен в северных областях. Там ему посвящено много храмов (А. А. Савич. Соловецкая вотчина ХV — ХVI вв Пермь, 1927, стр. 31).
Новая трактовка удлиненного силуэта со скошенными плечами, нежный колорит (сочетание бледно-зеленой одежды с золотом фона), мелкий узор на евангелии сосуществует здесь. со старым приемом изображения лика, скуластого и низколобого, с большими. пятнами ярко-розовой охры на щеках и острыми черными точками зрачков. Читайте далее: Икона «Деисус» из д. Есино. XVI век
|
![]() Икона «Апостол Петр» «Живопись Обонежья» |
![]() Икона «Деисус» «Русский музей» |
![]() Икона «Сошествие во ад» «Русский музей» |