Иконовед. История, культура, искусство


Иконовед. Библиотека
 
  Продать
икону
Купить
икону
Секреты
реставрации
Сюжеты
икон
Заметки
иконоведа
Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательстваДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова. Московская школа живописи
при Иване IV

Работы в Московском кремле 40-х -70-х годов XVI века

К постановке вопроса - 1  
В процессе напряженной работы над грандиозными по объему и тематическому разнообразию государевыми заказами мастера вынуждены были изменить некоторые привычные профессиональные навыки и сами организационные формы работы. Разделение труда стало более дробным, но одновременно возвысилась роль «знаменщика», главного мастера или мастеров, определявших композицию, создававших рисунок — именно создававших, так как есть все основания предполагать сложение в это время новых иконографических изводов.

К постановке вопроса - 2  
Изменилась и сущность тех представлений об этическом и эстетическом идеале, которые определяли трактовку художественного образа. Если в задачи художественного образа искусства домонгольской поры прежде всего входило воспитание чувств, создание поэтического представления о герое и героическом начале, если в конце XIV — начале XV в. сущностью художественных задач было раскрытие представления об идеальном — совершенном, гармоническом — человеке, то в середине XVI в., стремясь усилить воспитательные функции, искусство призвано было формировать идеологию «верноподданного» московского единодержца — «венчанного государя» царя Ивана Васильевича. Сохраняя относительно долгое время профессиональные навыки, сложившиеся веками, живописцы Этой поры практически не имели уже возможности, да и не вменяли себе в обязанность остаться верными высокому «художеству».

Общее содержание работ  
Хронологические рамки этих явлений в художественной жизни Русского централизованного государства второй половины XVI в. определяются одним из самых существенных событий той поры — венчанием на царство Ивана IV.

Московское восстание после пожара 1547 года  
Помимо воздействия на московских черных людей, а также бояр и людей служилых, произведения живописи призваны были оказывать непосредственное воспитательное действие и на самого молодого царя. Как и многие литературные начинания, осуществлявшиеся в кругу митрополита Макария и «избранной рады» — а руководящую роль Макария как идеолога единодержавной власти не стоит преуменьшать,— произведения живописи в существенной своей части содержали не только оправдания политики царя, но и раскрывали те основные идеи, которые должны были вдохновлять самого Ивана IV и определять общее направление его деятельности. Важно было заинтересовать Ивана IV o6nIHM планом восстановительных работ в такой мере, чтобы идейная направленность их была как бы предопределена самим государем, исходила от него (напомним, что несколько позднее аналогично организовывался и Стоглавый собор).

Восстановительные работы  
Одним ия активных участников организации восстановительных работ был иерей Сильвестр, сам служивший в Благовещенском соборе, — как известно, один из самых влиятельных деятелей «избранной рады»

Дело государственной важности  
Восстановительные работы после пожара 1547 г. рассматривались в качестве дела государственной важности, коль скоро об осуществлении их заботились сам Иван IV, митрополит Макарий и Сильвестр, ближайший к Ивану IV член «избранной рады». Именно в эпоху Грозного искусство «глубоко эксплуатируется государством и церковью», и происходит переосмысление роли искусства, значение которого в качестве воспитательного начала, средства убеждения и неотразимого эмоционального воздействия возрастает неизмеримо, вместе с тем резко меняется привычный уклад художественной жизни. Уменьшается возможность свободного творческого развития личности художника.

Грандиозные замыслы  
В эти годы разрабатываются замыслы грандиозных монументальных ансамблей, циклов станковых произведений и иллюстраций в рукописных книгах, которые в целом имеют общие тенденции. Обнаруживается стремление связать историю Московского государства с всемирной историей, показать «избранность» Московского государства, являющегося предметом «божественного домостроительства». Эта идея подкрепляется многочисленными аналогиями и3 ветхозаветной истории, истории Вавилонского и Персидского царства, монархии Александра Македонского, римской и византийской истории. Недаром с особенным вниманием и такой тщательностью в кругу макарьевских книжников создавались хронографические томы Лицевого летописного свода. Недаром в монументальных ансамблях храмовых росписей и росписи Долотой палаты такое значительное место отводилось историческим и ветхозаветным сюжетам, отбиравшимся по принципу непосредственной аналогии.

«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»  
Очевидно, спустя некоторое время (после взятия Казани) перед «царским местом» устанавливается икона «Церковь воинствующая», именовавшаяся в то время «Благословенно воинство небесного царя». Как указывает В. И. Антонова, это название раскрывается стихирой пятого гласа, обращенной к мученикам: «Благословенно воинство небесного царя: аще бо и земнороднии беша страстотерпца, но ангельское достояние потщашеся достигнуть, о телесех нерадивше, и страстей ради бесплотных сподобишеся чести...»

«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц  
На иконе изображено множество воинов, направляющихся к прекрасному граду, Заключенному в радужном круге, в котором можно видеть «небесный Иерусалим», оставляя позади себя некий покинутый людьми и объятый пламенем град. Воины шествуют тремя~ почти параллельно расположенными рядами. В центральной группе, окруженной тесным кольцом пеших воинов со щитами, мерно движется восседающий на великолепном коне, одетый в царское одеяние и с крестом в руке Владимир Мономах. В верхней части оживленно движутся конные воины, часть из которых имеет нимбы, и, наконец, на самом переднем плане медленным шагом направляется плотная вереница конников, вооруженных копьями, держащих щиты с геральдическими эмблемами. Все они в нимбах. Являя крепкую Защиту и основу воинского могущества Русской Земли, они состоят из прославленных князей и святых воинов, издавна почитавшихся образом мужества и идеалом воина на Руси.

«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IV«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IV  
Вслед за торжественным возвращением Ивана IV из-под Казани последовали события, вызвавшие немало потрясений в истории Московского царства, а также в личной жизни Ивана IV. Вслед ва победой и ее торжественным празднованием, Иван IV заболел «огневой болезнью», едва не приведшей его к смерти. Во время болезни имел место боярский мятеж по поводу крестного целования наследнику Ивана IV — царевичу Дмитрию, бывшему еще «в пеленах». Затем по выздоровлении Ивана IV во время его благодарственной поездки на богомолье умер царевич Дмитрий. Младенца Дмитрия похоронили в Архангельском соборе «в ногах у великого князя Василия Ивановича», погребенного на солее храма близ диаконника, а внутри диаконника у самой стены Иван IV во время болезни распорядился приготовить себе гробницу. Очевидно тогда же были исполнены росписи диаконника.

Росписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословия  
Мысль о бессмертии, как награде за воинский подвиг, свойственна не одной только иконе «Благословенно воинство». Она присуща всем памятникам, связанным с прославлением воинского долга князей русских, и прежде всего — присутствует в росписях усыпальницы великокняжеского дома в Архангельском соборе, стенопись которого складывается в те же годы.

Особенности росписи диаконника Ивана IV  
Необычность состава росписи усыпальницы самого Ивана IV и значение в ней цикла композиций из жития Клеопатры и Иоанна уже отмечались выше. Но этим особенности росписи диаконника не исчерпываются. Здесь имеется несколько сюжетов, которые заставляют вспомнить детство Грозного и, в частности, эпизоды прощания Василия III с семьей, почти полностью совпадающие с описанием и изображением в Царственной книге под 1533 г., а также с более подробным и литературно украшенным текстом Степенной книги.

Новгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства  
Как известно, уже в конце XV в. на московской почве особенно сильно дали себя чувствовать реформационные движения, которые привычно называть новгородско-псковской ересью. Этому периоду истории русской общественной мысли в последнее время посвящено немало работ и публикаций. Поэтому нет нужды подробно останавливаться на изложении существа этого движения.



От редакции сайта: книга насыщена комментариями и сносками, зачастую занимающими целые страницы. После некоторых сомнений, мы расположили все комментарии непосредственно в тексте. Формат чтения с экрана отличается от книжного восприятия, поэтому мы сочли такое расположение наиболее удобным для читателя. Сноски выделены более мелким и бледным шрифтом.
Мы также разделили текст на страницы, позволяющие воспринимать информацию с одного экрана в разумном объёме.

Оригинальное печатное издание снабжено каталогом чёрно-белых иллюстраций посредственного качества. Там, где это было возможно, мы снабдили текст цветными изображениями икон.

Публикуется по изданию:
О. И. Подобедова. Московская школа живописи при Иване IV. М.: "Наука", 1972. - 206с.



 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
 
© Иконовед.рф. 2015-2019.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
 
 
О проекте
Контакты
E-mail
Карта сайта

Продать икону
Где продать икону?
Как продать икону?
Сколько стоит икона?
Купить икону

Секреты реставрации
Сюжеты икон
Заметки иконоведа

Библиотека
Живопись Обонежья
Московская школа при Иване IV
Древнерусское искусство
Музей имени Рублёва