Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

Четырехчастная икона. Апокалиптические мотивы



Следует обратить внимание на апокалипсические мотивы в этой части иконы. Так, симметрично фигуре Христа — воина и победителя — в правой части представлена смерть, выезжающая на апокалипсическом Звере. Смерть вооружена косой, за плечами у нее колчан, полный стрел. Она попирает множество мужских и женских фигур в разнообразных одеяниях, среди которых можно различить царей, правителей, смердов, юношей и старцев. В этой груде тел различаются и женские фигуры. Их терзают Звери и хищные птицы.

К этой сложной композиции сделано две надписи. Позади изображения смерти написано: «Ненавистник доброу и работая злоу износя смерть, исходя в ад погибелный». Над грудой мертвецов написано: «Птицыа небесныа и звери земных приидите снасти телеса мертвы». В знак того, что эта кара ниспослана божеством, над грудой мертвецов впереди смерти в воздухе парит серафим, держащий в руках обнаженный меч. Таким образом пояснена мысль: Христос победил смерть, поразил силы ада, возвратил человечеству сыновство по отношению к триипостасному божеству. Через него человечество познало Троицу (вспомним при ртом Ермолая Храма). [В. Ф. Ржига. Литературная деятельность Ермолая Еразма.— «Летопись Занятий. Археографической комиссии», вып. ХХХШ. Л., 1926.]

В то же время смерть как воздаяние за зло, смерть как представление апокалипсическое вводится в композицию в качестве напоминания, о Страшном суде, этим еще усиливая значение «Четырехчастной» как собирательного, кульминационного образа всего догматического цикла новых икон.

Над фигурой Христа-воина и над изображением смерти помещены фигуры архангелов. Они стоят на верху гряды лещадок, отделяющих нижнюю часть композиции, посвященную теме победы над смертью, от верхней, изображающей апофеоз единородного сына, представленного в типе Эммануила, восседающего на силах. Каждый из архангелов помещен на фоне здания, при этом позади архангела, в котором можно предположить Гавриила, изображен трехглавый храм с сложной системой трехъярусных позакомарных покрытий.

[Ф. И. Буслаев указывает на существование подобной же композиции, в которой «в одной храмине сидит Богородица, а в другой — идет ангел с кадилом». Такую же иконографию в рисунке XviI в. приводит Филимонов. Кроме того, Буслаев приводит истолкование данного сюжета согласно Клинцовскому подлиннику: «А что Спас сидит на херувимах, в кругу его писано: седяй на херувимах, видяй бездны, промышляй всяческая, устрашай враги и возносяй смиренный духом». На правой стороне ангелу, что чашу держит: «чаша гнева Божия, вина нерастворена, исполнь растворения». Милосердию (т. е. изображению Христа, стоящего во гробе) подпись: «Душу свою За други своя положи». А что Спас сидит на кресте вооружен, а тому подпись: «Смерть на смерть наступи, един сын святые Троицы, споклоняем Отцу».

Безусловный интерес представляют надписи на «Четырехчастной» и их разночтения с теми, которые по Клинцовскому подлиннику опубликовал Ф. И. Буслаев (в верхней части, называющейся: «И почти бог в день седьмый», на свитке архангела Михаила написано: «Божии есмь... воевода...»; над Христом, покрытом крылами, монограмма IC ХС. В среднем регистре над Адамом и Евой, подле которых стоит архангел: «архангел Михаил наставляет Адама на дела земная». В нижнем регистре: «плака Адам и Ева по Авеле», «Каин уби брата по [нрзб] научением диаволим»; около дерева, на котором распростерт Каин: «трясение Каиново». В нижней левой части, называющейся «Приидите, людие, триесоставному божеству поклонимся», на развернутой книге бога-отца: «аз перв веков породи [нрзб]ръ. [нрзб] са [нрзб] цреи». На свитке пророка Моисея: «Благословен господь бог израилев, яко посети и сотвори избавление...» На свитке апостола Петра: «Ты еси Христос, сын бога живагов» (табл. 18 — 23).

В правой нижней части «Во гробе плотски...» надписей нет, кроме нескольких неразборчивых слов на свитке бога-отца в «Новозаветной Троице» и на свитке Соломона. Особенно богата надписями верхняя правая часть: «Единородный сыне...» Так, на свитке единородного сына,несомого в круге ангелами,читается: «Духа благодати, духа премудрости наполняя и бог п..а..ъ [?] и подаяй жизнь». У подножия правого ангела: «Трясный землю и возмущал волнами и [по]двигая преисподнаа и убожаа бездны». У ног Христа, сидящего на перекрестье: «И порази враги своя...» Над грудами умерших, которых терзают птица и зверь: «Птица небесный и звери земнии приидите снести телеса мартвы». Позади смерти, восседающей на звере: «Ненавистно добру и работая злоу износя смерть, исходя в ад погибельный». Буслаев насчитывает две редакции этой композиции по рисункам XVI — ХЛI вв. (CM. Ф. И. Буслаев. Общие понятия о русской иконописи, стр. 11). Кроме того, аналогичная икона XVI в. имеется в собрании Рогожского кладбища. (CM. «Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве». [М.], 1956, стр. 93). Более поздние композиции под названием «Единородный сыне», датирующиеся XVII в., имеются в собрании древнерусской живописи ГИМ.]

Правым крылом архангел как бы указывает вверх на храм, в котором по-видимому, можно видеть «небесный Иерусалим». У архангела в руках сосуд с фимиамом. У правого архангела крылья опущены вниз, в руке он держит зеркало, оп в двухцветной одежде в отличие от Гавриила, одетого в белые одежды с узорным оплечием. В правой руке у него копье, у ног его надпись: «Трясый землю и возмущаа волнами и [по] двизая преисподнаа и убожаа бездны». Справа от архангела надпись (в настоящее время прикрытая орнаментальной рамой): «Воззовет господь от Сиона, тайна его [от] Иерусалима и рассудит люди своя в [о] оудол [и]». Позади него здание, подобное тому, которое изображается в композиции «Премудрость созда себе дом».

Всю среднюю часть композиции занимает круг, поддерживаемый двумя ангелами. В круге восседающий на серафимах изображен бог-слово. Он юн, одежды его светлы, одна рука простерта в победном жесте, голова его, слегка напоминающая голову рублевского ангела из «Троицы», повернута в три четверти в направлении к идеальному храму. В левой руке его свиток, на котором надпись: «Духа благодати, духа премудрости [духа страха божия (?)]... наполняя и бог... нъ и подаяй жизнь».

Над головой Христа, в небольшой сфере, вписанной между нимбом и краем большого круга, в который заключена фигура единородного сына, помещен голубь. Это круг как бы входит в лоно обнимающего его бога-отца, который в свою очередь изображен в круге (слава), заполненном огненными ангельскими крыльями. Голова его обрамлена восьмиугольным нимбом — знаком премудрости и творческой силы. По обе стороны этой развитой композиции «Отечества» изображены два ангела, несущие солнце и луну.

Сам состав надписей существенно отличается от содержания антифона «Единородный сыне»... и содержит сложное сплетение метафорических образов, которые.приЗваны показать свершение искупительной миссии второго лица Троицы и возвращение его в лоно отца. Таким образом, тема свершения, тема «покоя» («почи... в день седьмой»...) связывает первую и четвертую части иконы.

В этой части композиции, как известно, возражения Висковатого вырвало изображение Христа в военных доспехах, сидящего вверху креста. В ответе Макария, ссылающегося на слово Иоанна Златоуста («Предста царица одесную тебе»), примечательно само толкование образа воина, который «облечеся во броня правды и возложит шлем, и суд нелицемерен приемлет, и поострит гнев на противныя, противник же есть диавол, и его бъесове, и человецы еретицы, иже неправы о Бозъ мудрьствующе, их же убиет Господь Духом уст своих». [«Московские соборы на еретиков XVI в.».— ЧОИДР, 1847, год третий, № 3, стр. 10. ж Там же, стр. 14.]




Читайте далее: Четырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 года

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → Четырехчастная икона. Апокалиптические мотивы  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика