Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

Вопрос о пространственно-временных отношениях

Вопрос о пространственно-временных отношениях или построениях в последнее время занимает многих ученых – историков искусства и литературы. [Д. С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967, стр. 212 – 223; 254-311. Там же литература вопроса.]

Пространственно-временные отношения в древнерусской литературе качественно отличны от литературы нового времени. Среди многих очень тонких замечаний по этому поводу, высказанных в последнее время, следует особенно остановиться на некоторых из них. Для писателя, прежде всего автора летописного повествования, характерна точка зрения с некоей «надмирной» высоты, когда для летописца «становятся уже не существенными различия между большим и малым,– все кажется уравненным и движущимся одинаково медленно и «эпично»... Летописец прозревает особую, стоящую над частными событиями историческую правду... он изображает весь ход истории, а не соотнесенность событий... Факты и события возникают по воле сверху, но не потому, что одни из них вырывают другие в «земной» сфере... Вечное в летописи дано в аспекте временного. Чем сильнее подчеркивается временность событий, тем больше выявляется вечный и вневременный смысл». [Д. С. Лихачев]

Обращая особое внимание на сложность и сосуществование «разных временных рядов» в пределах одного летописного повествования, исследователи связывают представления о событиях, совершающихся во времени и на разной территории, с теми представлениями о пространстве, которые характерны не только для словесного, но и для изобразительного искусства древней Руси. Отсюда попытка раскрыть связь между географическими и этическими представлениями, совмещение событий не только разновременных, но и разнопространственных, широта охвата и вместе с тем попытка создать микромир – «модель» мироздания.

[Ю. М. Лотман. О понятиях географического пространства в русских средневековых текстах.– «Труды по знаковым системам». И. «Ученые Записки Тартуского Гос. университета», вып. 181. Тарту, 1965, стр. 210 – 216. Ср. В. А. Успенский. К исследованию языка древней живописи.– В кн. Л. Ф. Жегин. Язык живописного произведения, М., 1970, стр. 4 – 34.] Все эти наблюдения пока осторожно высказываются в порядке постановки вопроса.

Как и в литературных произведениях, пространственно-временные отношения имеют свою специфику в каждом жанре средневекового изобразительного искусства. Следует выделить группу произведений, предполагающих длительное созерцание: однофигурные композиции – изображение святых воинов, мучеников, преподобных, святителей или апостолов или иконы Богоматери во всем их иконографическом разнообразии – или же группы икон, взаимосвязанных между собою,– прежде всего чиновые ряды иконостасов. Иначе будут решаться пространственно-временные отношения в иконах с преобладанием повествовательного начала, рассчитанных на последовательное чтение, будь то композиции на темы Апокалипсиса, Страшного суда, иконы-притчи, житийные и даже праздничные иконы.

Названные иконы христологического цикла, как и «Четырехчастная», являют собой один из самых характерных образцов повествовательного жанра, рассмотрение пространственно-временных связей в них особенно знаменательно.

Выше уже говорилось, что в иконах «Распятие... в притчах» и «Обновление храма» повествование читается по строкам и его непрерывный ритм членится на некоторые отрезки изображениями архитектуры и элементами пейзажа. Говорилось также, что те и другие изображены по принципу показа целого по части или же символа, Знаменующего некое усложненное целое, в общем же они довольно условны в своих формах.

Вместе с тем пространственное построение и в той и другой иконе решено по-разному. В иконе «Распятие... в притчах» изображения одинаковых притч (например, преобразующих кончину мира) расположены в пределах одной строки,– это замкнутые в себе отрезки повествования.

В иконе «Обновление храма» перетекание сюжетов из одного в другой достаточно свободно и по композиционному построению, и по внутреннему смыслу. Здесь почти не существует замкнутого пространства. Развернутые в разных ракурсах изображения архитектуры и элементы пейзажа сами по себе представляют некий единый пространственный ряд, они читаются порой не только как фон, на котором расположены фигуры действующих лиц, но и как временные границы. Их легко окинуть взглядом, как и легко рассчитать, пользуясь евангельским текстом, то реальное время, которое заняли все изображаемые события: это три дня, даже не трое суток, потому что ночное время учитывается, только начиная с вечера второго дня. И вместе с тем событий так много, а пространственная протяженность столь велика, что они читаются как некая грандиозная эпопея.

В этом случае прав Д. С. Лихачев, который обращает внимание на существование единой точки зрения «над» событиями. Художник заранее знает, с чего начинается история последних дней жизни и страданий Христа и чем она завершится. Поэтому им взят эпический ритм, поэтому стремится он насытить свое повествование подробностями и по возможности объединить, а не делить между собой все эпизоды.

Вместе с тем следует показать конкретные детали: художник всегда старается напомнить, где происходит действие, будь то города и веси Иудеи, Гефсиманский сад, двор первосвященника или же дворец гегемона. Он фиксирует передвижение действующих лиц, отмечает все переходы, входы и выходы, а чтобы течение событий было непрерывным, он многократно повторяет изображение главного героя – Христа.

Христос – проповедующий, молящийся, предстающий перед первосвященником, Пилатом, Иродом, подвергающийся допросу, унижениям и мучениям, то оправдываемый, то осужденный – всегда в центре внимания. Именно его изображение в разных позах и с равными жестами, характеризующими особенности действий или переживаний, создает устойчивое ощущение последовательности «исторических» событий и утверждает те два аспекта, которые свойственны всему образному строю данного произведения.

Помещенное в круге или сегменте неба изображение бога-отца вносит ощущение второго слоя действия – вневременного, точнее, вечного, ибо это знак волеизъявления миросоздателя. Замкнутая форма круга или сегмента несет в себе символическое представление о совершенстве и связывает вневременное содержание средника с вневременным пластом в повествовании построчном. Но в отличие от большинства произведений средневекового искусства и литературы, непременно ощущается поступательный ход событий. Вряд ли здесь можно сказать, что прошлое художник ощущает как находящееся впереди него а, скорее он просто точно знает исходный и конечный моменты, и между ними двумя развертывается множество эпизодов. [Д. С. Лихачев]




Читайте далее: Пространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → Вопрос о пространственно-временных отношениях  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика