Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

Изменение воинских идеалов к XVI веку

Наконец, если обратиться к XVI в., то что может быть характернее для уяснения резких изменений в воинских идеалах и этических устремлениях, чем изображение Ивана IV в иконе «Благословенно воинство» (ГТГ), блещущего воинским задором, личной доблестью и мужеством полководца, увлекающего вперед следующее за ним войско, которое вместе с ним только что пережило тяготы боя, преисполнилось пренебрежением к опасности. Последующей стадией переосмысления воинских идеалов будет икона XVII в. «Никита-мученик» строгановского письма (ГТГ) .

Еще ощутимее эволюция представлений о совершенном человеке, которая прослеживается в сравнении многочисленных образов Спаса. Если сопоставить «Нерукотворного Спаса» (XII в., ГТГ), Спаса «Ярое Око» из Музеев Московского Кремля со Спасом из Звенигородского чина, принадлежащим кисти Рублева, а затем обратиться к образу Спаса, в воинских латах восседающего на перекрестье или в позе судии, сидящего на радуге и несомого ангелами («Четырехчастная» Благовещенского собора), то вся история «взлетов и падений», смена представлений о героике, совершенной любви и дружбе, а затем оскудение, измельчание идеалов, прикрываемое изысканной символикой, как и утрата мастерства, предстанут со всей наглядностью. (Правда, результатом кризиса будет обретение человека без героики, возвышенного строя чувств, зато во всей противоречивости бытовых «земных», черт.)

Но не одной воинской темой или темой Спаса богат «созерцательный» жанр. Он сохранил и донес, как уже говорилось, до нашего времени представления средневекового человека о «муже совета», «идеальном князе», об идеалах матери, идеалах женщины или умудренного («учительного») старца. Достаточно назвать столь емкие образы домонгольского периода, как Никола из б. Новодевичьего монастыря (ГТГ), Богоматерь из «Устюжского Благовещения». (ГТГ), главный «Ангел» (ГРМ), все множество икон типа «Умиления» (включая обе «Толгские») или так называемую «Ярославскую Оранту» – «Великую Панагию» (ГТГ).

Явившиеся выражением высокой поэтической образности, эти произведения вместили в себя все лучшее, что видел в окружающей действительности средневековый художник, а в еще большей степени – то, что он хотел бы видеть. Говоря языком условным, пользуясь религиозной символикой, творя в пределах канонических установлений, художник умел найти меру обобщения столь высокого, наполнить свой идеал таким количеством глубочайших душевных движений, что в каждом образе предстает не только идеал эпохи, но и человек древней Руси во всем своеобразии чаяний, надежд, стремлений. [Ср. Н. А. Демина. Черты героической действительности XIV – ХЧ вв. в образах людей Андрея Рублева и художников его круга.– ТОДРЛ, т. ХII. М.– Л., 1955, стр. 311–324.]




Читайте далее: Специфика средневекового созерцательного искусства

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → Изменение воинских идеалов к XVI веку  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика