Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

БиблиотекаЖивопись Обонежья. Смирнова Э.С.Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И. К постановке вопроса - 1К постановке вопроса - 2Общее содержание работМосковское восстание после пожара 1547 годаВосстановительные работыДело государственной важностиГрандиозные замыслы«Благословенно воинство небесного царя» или «Церковь воинствующая»«Благословенно воинство небесного царя». Символика и состав действующих лиц«Благословенно воинство небесного царя» и идейный замысел росписи усыпальницы Ивана IVРосписи Архангельского собора. Темы войны, веры и царского родословияОсобенности росписи диаконника Ивана IVНовгородско-псковская ересь и тенденции нестяжательства"«Четырехчастная» икона и московский собор на еретиков 1554 г."Четырехчастная икона. КомпозицияЧетырехчастная икона. Анализ образовЧетырехчастная икона. Чтение содержанияЧетырехчастная икона. Религия и идеологияЧетырехчастная икона. Апокалиптические мотивыЧетырехчастная икона. Кульминация цикла икон после пожара 1547 годаЧетырехчастная икона. Иллюстрации евангельской историиЧетырехчастная икона. Символика и догматикаЗолотая палатаЗолотая палата. Евангельские притчиЗолотая палата. Аллегорические образы и символикаЗолотая палата. Изображения святых воиновЗолотая палата. Воинская доблесть и воинский идеалПриложение. Реконструкция Золотой палатыЛицевой летописный сводЛицевой летописный свод как энциклопедия ХVI векаВоинские сюжеты в Лицевом сводеДатировка и состав хронографов Лицевого летописного сводаМиниатюры Лицевого летописного сводаХудожественная мастерская митрополита МакарияСистема образов и символика «Четырехчастной» иконыПоиски новых решений в середине XVI векаКомпозиция и особенности «Четырехчастной» иконыИкона «Распятие в притчах»Вопрос о пространственно-временных отношенияхПространство и время в «Четырехчастной» иконе и иконе-картине «Благословенно воинство»Пространство и время в росписях Золотой палаты и Архангельского собораЭмоциональное и повествовательные начала древнерусской живописиПовествовательное началоИконы Дмитрия Солунского и Григория-воинаИзменение воинских идеалов к XVI векуСпецифика средневекового созерцательного искусстваСовершенные и ущербные формыИконография праздничного ряда Преобладание повествовательного начала в начале XVI векаЖитийные иконы Эволюция житийных иконИкона «Богоматерь Боголюбская на Соловецком острове»Иконы-трактатыСмещение к повествовательному началуОбособление жанров в иконописанииКризис средневекового мировоззренияДревнерусское искусство. Порфиридов Н.Г. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва. Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев.


О. И. Подобедова.
Московская школа живописи при Иване IV

Четырехчастная икона. Композиция



Четыре части иконы композиционно обособлены и отдалены друг от друга широкими полосами фона, имеют, однако, общую догматическую основу. Верхняя левая часть именуется: «И почи бог в день седьмый» (Бытие, гл. 2, ст. 2) на правой верхней — надпись: «Единородный сыне и слове божий» (антифон?), на левой нижней: «Приидите трисоставному божеству поклонимся» (стихира Пятидесятницы), и, наконец, на правой нижней — надпись в виде кондака из канона на пасху: «Во гробе плотски, во аде же с душею ,яко бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси со отцем и духом, вся исполняя неописанный». Если две нижние относительно несложно читаются и непосредственно иллюстрируют прямой смысл песнопений, на тему которых они написаны, то две верхние композиции поражают сложностью и необычностью образов.

В центре верхней части правой верхней композиции помещен большой сияющий круг небесной сферы (славы?). Он имеет как бы три вставленных одна в другую окружности: голубую, золотую и в центре ярко-красную. На ней, или, точнее, внутри этой небесной сферы, покоится фигура возлежащего Ветхого детьми, облаченного в белые ризы. По левую сторону, у самого края небесной сферы в круге помещено изображение «Знамения Богоматери». В правой части сферы повторена фигура Саваофа, как бы изводящая из круга Христа, который изображен стоящим неподалеку от внешнего очертания сферы. Он обнажен и прикрыт лишь двумя крылами: багряным и белым. В левой стороне симметрично изображен распятый Христос, .тело которого также покрыто крылами, а крест как бы исходит из лона Саваофа, обнимающего и сам крест и распятого на нем.

Ниже этого изображения довольно большая часть композиции занята ветхозаветными сюжетами: сотворением человека, дарованием ему жены, пребыванием Адама и Евы в раю и изгнанием из рая. В нижнем регистре изображается земное пребывание первых людей. Землю омывает окружающая ее неширокая река; по четырем концам земного пространства изображены ангелы, дующие в трубы,— это олицетворение ветров.

Внутри земного пространства изображается несколько сцен: Адама и Еву архистратиг Михаил «наставляет на дела земные», тут же изображается жертвоприношение .Авеля и Каина, справа — Каин, убивающий брата камнем. Каина обнимает, поместившись у него на плечах, дьявол. Характерно, что это не традиционный бес с рожками и шерстью, а красивый ангел с темным и исполненным .злобы ликом. Он и Каин даны в сильном движении, их одежды словно развеваются от ветра. Дьявол подталкивает руку Каина, вооруженную огромным камнем. Тут же внизу изображена сцена, преисполненная драматизма: над распростертым Авелем склонились Адам и Ева, оплакивающие сына; Каин в испуге взобрался на верхушку дерева и, распластавшись на его кроне, с ужасом взирает на дело своих рук.

Эта нижняя стена, видимо, в силу своей наглядности не вызывает сомнения у Висковатого. Все его протесты и вопросы обращаются прежде всего к верхней части, раскрывающей идею искупления как акта, предопределенного в момент создания мира. Возражения Висковатого не только характеризуют умонастроения противников «избранной рады» и, видимо, лично Сильвестра, но и достаточно полно отражают реакцию широких кругов на новые иконографические изводы, призванные выражать идеологию ближайшего окружения Ивана IV. Тем значительнее становятся высказывания Висковатого как с точки зрения выяснения конкретной политической ситуации, так и в качестве одного из интереснейших моментов в истории общественной мысли второй половины XVI в. Именно в этой связи следует обратиться к анализу образов «Четырехчастной», сопоставляя их с возражениями Висковатого.




Читайте далее: Четырехчастная икона. Анализ образов

 → Главная   → Библиотека   → Московская школа живописи при Иване IV. Подобедова О.И.   → Четырехчастная икона. Композиция  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика